ДОПОБРАЗОВАНИЕ Программа Волшебные ладошки

1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№4 «Аленушка» города Саки Республики Крым»

«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая

МБДОУ «Детский сад №4 «Аленушка
Данило Подписано
цифровой
Н.П. Данилова
подписью:
ва Нина Данилова Нина
Приказ от 04.10.2024г. №117
Павловна
Павлов Дата:
2024.11.05
на
12:16:35 +03'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебные ладошки»
Художественной направленности
Для детей 4-7 лет

Подготовил:
Старший воспитатель Кузьмина Е.Н.
г. Саки
2024 г.

2

Содержание
№

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

1.1

Основные характеристики программы

3

Направленность дополнительной образовательной программы

4

Актуальность

5

Отличительные особенности программы

7

Характеристика детей, обучающихся по программе

7

1.2

Цели и задачи программы

8

1.3

Условия реализации программы

10

Сроки реализации программы

10

Особенности организации образовательного процесса

10

Режим занятий

10

1.4

Ожидаемые результаты

12

2.

Учебно-тематическое планирование

13

2.1

Учебный план

13

2.2

Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год

14

3.

Содержание программы «Волшебные ладошки»

14

4.

Оценочные материалы

19

Критерии и способы определения результативности

21

Формы подведения итогов

21

Условия реализации программы

22

Материально-техническое обеспечение

22

Методические материалы

24

Информационно-образовательные ресурсы

24

Приложение

25

5.

6.

3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основные характеристики программы
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Волшебные

ладошки» (далее Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996р
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 № 678-р
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления

образовательной

образовательную

деятельность

деятельности
по

основным

организациями,

осуществляющими

общеобразовательным

программам,

образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам

профессионального

обучения,

дополнительным

общеобразовательным

программам»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября
2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»

4

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1403030/202230338(1) 2 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
13. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 № 16)
14. Письмо Министерства образования и науки России от 29 марта 2016 №ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций»
Направленность Программы
Программа

«Волшебные

ладошки»

является

программой

художественной

направленности.
Предлагаемая программа направлена на духовное обогащение дошкольников,
способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда
для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только
представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и
окружающих.
Работа осуществляется по четырем основным направлениям:
1) работа с цветом, как языком выражения чувств и средством эмоциональной окраски
образов, как на уровне восприятия, так и на уровне выражения. Ребенок, не имеющий
богатого разностороннего опыта восприятия цвета, не может передать его в своем
творчестве. (Педагоги и психологи отмечают в применении цвета детьми две тенденции:
отражение реального цвета объекта и произвольное использование цвета, когда последний
выступает в роли средства, выражающего отношение, или украшение). Основной задачей
этого раздела программы является установление общепринятой и индивидуальной системы
цвето-эмоциональных отношений, формирование способности использовать ее как при
восприятии, так и при художественно-продуктивной деятельности. Формирование у детей
умения дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и
красоты сочетаний. Динамика заключается во все более тонкой сенсорной дифференциации
цветовых различий, начиная с восприятия контрастных цветов, постепенно добавляя другие
без строгого ограничения количества, не требуя от детей названия большого количества
цветов. Пассивная цветовая лексика при этом усваивается как на произвольном, так и на
непроизвольном уровне. В зависимости от целей каждого конкретного занятия возможно
предложить детям использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений
природы, окружающих ребенка, или в творческой части, напротив, предоставлять детям

5

возможность самим выбирать тот или иной цвет. Средства. Решение данных задач
достигается посредством создания в контексте совместной и самостоятельной деятельности
особой, эмоционально насыщенной атмосферы.
2) работа с линией и формой: развивать восприятие предметов разной формы (зрительное,
тактильное, кинестетическое), - учить детей сравнивать предметы по форме, величине. устанавливать сходство и различия разных предметов. - включать движение рук по
предмету при знакомстве с его формой, подчеркивая однородность движения руки при
восприятии формы и при изображении предметов в рисунке, лепке. - осваивать различные
формообразующие движения, как средство передачи знакомых образов и явлений
окружающего мира. Для этого ребенку необходима помощь в развитии графомоторных
навыков: - регуляция произвольного движения карандаша, кисти, тампона
3) знакомство с материалом для изодеятельности (рисования и лепки), его свойствами и
возможностями;
4) создание условий для развития чувства прекрасного. Формировать способность увидеть
даже в обыденном – красивое.
Актуальность.
Занятия ручным трудом способствуют развитию психических процессов, речевых функций,
а также оказывают особое развивающее и оздоравливающе воздействие на организм
ребенка. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей
интеллектуального развития ребенка. На сегодняшний день существует множество видов
деятельности, направленных на развитие мелкой моторики и, вместе с тем, на расширение
кругозора и стимуляцию детского творчества.
Лидерство в этом списке, безусловно, принадлежит декоративно-прикладному
творчеству, как виду деятельности, предлагающему к освоению многообразие различных
материалов: пластилин, бумага, картон, нити, верёвки, бисер, природный материал и
многое другое. Кроме того, в процессе данной деятельности ребенок не только тренирует
«мастерство руки», но и получает конкретный результат – вещь, сделанную им самим.
Вовлекая дошкольников в практическую деятельность прикладного творчества,
педагог, прежде всего, приучает их трудиться. А поделка, которую они делают своими
руками, приносит им большое удовлетворение. Если же выполняемая работа становится
полезной и вызывает одобрение окружающих, то и у детей появляется и крепнет чувство
радости и гордости за свой труд. Одновременно формируется характер, вырабатывается
воля, настойчивость и упорство к преодолению трудностей и достижению цели.
Ребенку бесконечно хочется удивлять и убеждать людей в том, что его труд может
быть полезным. Он – личность, его вдохновляет самоутверждение.

6

Кроме этого, занятия прикладным творчеством способствуют развитию у детей
эстетического вкуса, наблюдательности, конструктивного мышления, художественного
видения окружающей действительности, тренируют мелкую моторику, глазомер,
пространственное восприятие форм, напрямую связаны с важнейшими психическими
функциями: зрением, двигательной координацией, речью, мышлением. Они способствуют
не только развитию этих функций, но и связывают их между собой, помогая ребёнку
упорядочить полученные знания и представления о мире. Это является наиболее
актуальным в условиях Городского психолого-педагогического центра и позволяет
обосновать педагогическую целесообразность и значимость программы.
Программа «Волшебные ладошки» является комбинированной. Она составлена из
нескольких программ: И.А. Лыкова «Цветные ладошки», «Первые шаги в мире искусства»
(автор Н.А. Горяева, под редакцией Б.М. Неменского), Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми
5-6лет», «Лепка с детьми 5-6 лет». Программа дополнена другими источниками (книги по
различным видам творчества, интернет-ресурсы). В программу включено большее
разнообразие различных видов прикладной деятельности, изменен порядок отдельных тем.
Приоритетными направлениями являются: познавательная деятельность, информационнокоммуникативная и рефлексивная деятельность.
Новизна данной программы заключается в том, программа «Волшебные ладошки»
предоставляет возможность ребенку освоить разные виды прикладной деятельности: лепка
из различных пластических материалов, разнообразные способы рисования, работа с
бумагой,

природными

материалами.

Дошкольнику

предоставляется

возможность

экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и
возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях,
поддерживает интерес обучающихся к художественному творчеству. Интеграция видов
художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого
ребёнка свободно проявлять свои способности и выражать интересы.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что занятия
с детьми разными видами прикладной деятельности дают возможность интенсивно
развивать познавательные способности, интеллект, творческое начало, развивать виды
речевой деятельности (умение слушать и говорить), прививать навыки культуры речевого
общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и
нравственное отношение к окружающему миру, формировать пространственные
представления детей, мелкую моторику рук, глазомер. Программа нацелена на развитие

7

способностей и творческого потенциала воспитанников, формирование ассоциативнообразного пространственного мышления.
В ходе реализации программы у дошкольников развивается способность восприятия
сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Занятия разными видами
изобразительной деятельности способствуют социализации детей, облегчают процесс
подготовки к школе.
Отличительные особенности программы
Большинству людей изобразительная деятельность известна в форме рисования,
лепки, аппликации. Но изобразительная деятельность включает в себя многообразие техник
и приёмов, материалов, в том числе и нетрадиционных. А использование данных
нетрадиционных методик и материалов способствует не только развитию воображения,
художественно-эстетических вкусов, но и развитию фантазии не только в построении
композиции, но и в выборе материалов. Так же позволяет наиболее содержательно решать
изобразительную

задачу,

дополнять

создаваемый

образ

интересными

деталями,

развивающими логическое мышление ребёнка и моторику пальцев. Данная программа
работы с детьми предусматривает индивидуальный подход не только к уровню
изобразительных умений и навыков детей, но и к индивидуальным особенностям,
например, к детям, рисующих и владеющих левой рукой.
Характеристика детей, обучающихся по программе
В изобразительной деятельности 4-7 летний ребенок свободно может изображать
предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и
соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и
оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет).
Средний и старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть
самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации
к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой
схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным.

По

рисунку можно

судить

о

половой

принадлежности

и

эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются
оригинальностью, креативностью.
В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме
изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и
круглой формы разных пропорций.

8

Старших и средних дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на
музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия.
Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно
выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку,
поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять
мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и
видах музыки.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие у детей чувства прекрасного, творческих способностей,
самопознание

и

познание

окружающего

мира,

расширение

форм

и

способов

самовыражения, творческой активности, способности к сопереживанию, сочувствию,
коммуникативных способностей и взаимопомощи в групповых формах деятельности.
Основные задачи по данной программе:
1. Развивать сенсорные основы изобразительной деятельности.
2. Развивать эстетическое восприятие, формировать эстетические представления и
воображение, развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции.
3. Формирование способности выражать свое эмоциональное состояние и воплощать
образы

в

художественно-продуктивной

деятельности

с

помощью

живописных,

графических средств, аппликационных и пластических материалов.
4. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации).
5. Развивать способность детей использовать в рисовании разнообразные материалы и
техники (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, валики и др.),
разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с
целью получения выразительного образа.
6. Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные
композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей,
воспитывать стремление договариваться друг с другом, радоваться общему результату
деятельности.
7. Постижение специфики законов, по которым строится произведение искусства.
8. Реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов в материале по законам
искусства.
9. Развитие умения осознавать свои внутренние переживания, навыков самоанализа,
способности экспериментировать.

9

Образовательные:
- обучать детей правильно обращаться с различными инструментами в соответствии с
правилами техники безопасности;
- познакомить детей с различными материалами и способами их использования (пластилин,
соленое тесто, бумага, краски, природные и декоративные материалы);
- познакомить детей с основными техниками;
- формировать навык работы по правилам (понимание и способность действовать в
соответствии со словесной инструкцией педагога);
- помочь освоить построение композиции, выбор цвета, способы декорирования.
В разных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование,
бумагопластика и др.) решаются конкретные задачи, обусловленные возрастными
особенностями детей 4-7 лет:
В лепке:
- познакомить детей со свойствами пластических материалов, видеть основные формы
предметов, создавать оригинальные образы, соблюдая пропорции.
В рисовании: - развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и
явлениях окружающей действительности, отображать свои представления и впечатления об
окружающем мире, переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному
творчеству.
В аппликации: - знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать
условия для экспериментального освоения ее свойства, создавать выразительные образы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных
возможностей каждого ребенка;
- формировать чувство цвета, пропорции, мелкую моторику рук, пространственное
мышление, глазомер;
- развивать у детей способность анализировать, планировать, создавать работы по образцу,
заданным условиям, схемам, по замыслу;
- совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные навыки;
- развивать самостоятельность, инициативу, как индивидуально, так и в совместной
деятельности. - развивать речь, уточнять и активизировать словарный запас ребёнка;
- корректировать и развивать эмоциональную сферу, повышать самооценку.
Воспитательные:
- развить познавательный интерес ребенка путем расширения представления об
окружающем мире;

10

- развить мотивацию к обучению, пробудить у детей интерес к творческому труду;
- воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, упорство, стремление доводить начатое
дело до конца;
- формировать эстетический вкус, творческое мышление, наблюдательность и фантазию приучить к аккуратности в работе, сформировать умение поддерживать порядок на рабочем
месте;
- формировать навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы под руководством педагога; умение контактировать со сверстниками в творческой
деятельности;
-

развивать

умение

обсуждать

и

анализировать

собственную

художественную

деятельность и работу с позиций творческих задач данной темы.
1.3. Условия реализации программы
Программа отвечает основным принципам дидактики и составлена с учетом возрастных
особенностей детей дошкольного возраста.
Сроки реализации программы
Обучение осуществляется в размере 32 часов для детей от 4 до 7 лет (1 раз в неделю).
Формы и режимы занятий:
Форма обучения – очная
Занятия проводятся:
Старшая группа – в форме занятий. Продолжительность занятий для детей в возрасте от 5
до 6 лет – 25 минут (5 мин. – теория, 20 мин. – практика)
Язык реализации: образовательная деятельность осуществляется на государственном
языке Российской Федерации – русском.
Структура занятий:
Каждое занятие включает 3 части:
1. вводную
2. творческую
3. завершающую.
В вводной части осуществляется настройка внимания детей, вхождение в
определенное эмоциональное состояние., вхождение в контакт со своими ощущениями
(телесным Я), настройка чувств, введение в «волшебную страну красок и др.
изобразительных средств посредством их персонификации, обыгрывания эмоционально
заражающего персонажа, обыгрывание сюжета с помощью предметов-заместителей,
мысленного погружения в явления, создания определенного музыкального фона. Дается
время для обдумывания.

11

Творческая часть занятия предназначена непосредственно для воплощения
собственных индивидуальных образов и цветовых решений. Художественная деятельность
должна быть свободный от стереотипов, как в цветовом восприятии, так и в графическом
изображении Замечено, что у малышей быстро формируются стереотипные действия,
вырабатывается привычка рисовать только эти предметы и только так, как показал педагог.
Это сужает содержание изображений, которые может создавать ребенок. В этом виде
деятельности важнее сам процесс, а не результат. Дети должны это почувствовать и
поверить в это.
В заключительной части каждому ребенку дается обратная связь. Это самая важная
часть занятия. Важно проявить интерес и положительное отношение к каждому рисунку и
его автору, с помощью открытых вопросов попытаться понять, что хотел выразить автор.
Не допустимо сравнивать рисунки между собой, так как каждое произведение уникально,
как и его автор. Можно организовать выставку для родителей.
Взаимодействие с родителями:
При работе с ребенком одна из задач педагога — установить доверительные
отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и
родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном
плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность
получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Взаимодействие с родителями
может

быть

индивидуальным

и

коллективным.

Нужно

устанавливать

гибкие,

доверительные, доброжелательные отношения с родителями; доступным языком доводить
до них результаты творческих достижений; учитывать рекомендации родителей;
привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу.
Это может быть и участие в выставке работ в детском саду – «Мама, папа и я – творческая
семья», участие в конкурсе «Очумелые ручки», в качестве оператора видеосъемки занятий,
помощника в изготовлении необходимых инструментов, приглашать на дни открытых
дверей и др. Необходимо осуществлять связь родители – ребенок - педагог, что позволит
создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов).

12

1.4. Ожидаемые результаты
-Умение работать с разными материалами
- умение использовать в работе традиционные и не традиционные методы и приемы
рисования ---умение рисовать в разных жанрах искусства
-участие в конкурсах и выставках внутри ГБДОУ, на уровне районного и областного
масштаба
Обучение по данной программе считается успешным, если дети:
1. Имеют представление о жанрах в живописи - натюрморте, портрете, автопортрете,
пейзаже.
2. Знают основные и составные цвета и их оттенки.
3. Владеют изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива,
гармония, колорит и др.
4. Овладели умениями и навыками в свободном экспериментировании с материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
5. Умеют самостоятельно выбирать технику и тему.
6. Имеют опыт эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства
музыки, мимики и движения.
7. Умеют свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, формы.
8. Имеют опыт взаимодействия друг с другом и с педагогом (доверительные отношения).
9. Способны нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая
творческие замыслы и реализуя их.
10. Свободны и раскованы в личностном плане. В соответствии с планом работы
проводится первичная и заключительная диагностика развития детей, посещающих
занятия, в форме отслеживания динамики изменений уровня развития способностей в
разных видах деятельности, формируемых в процессе занятий по прикладному творчеству.

13

2. Учебно-тематическое планирование
2.1. Учебный план
№ Наименование тем
1
2

3
4

5

6
7

Кол-во
занятий
Т. П. всего
Вводно-ознакомительное занятие. Знакомство с 1
1
выставочными работами.
Аппликация из бумаги, картона и т. п. на 1 4
Выставка
5
плоскости, рваная и объемная.
детских работ
С использованием готового фона и фона,
выполненного детьми в технике тонирования
бумаги по мокрому и монотипия
из цветной и белой бумаги
из гофрированной бумаги
из бумажных салфеток
из тонированной бумаги
из обёрточной бумаги
из гофрированного картона
Бумагопластика
Коллективная
1 1
2
работа
Лепка из пластичных материалов. Пластилин, 1 3
Самостоятельная
4
соленое
тесто.
Показ
готовых
работ,
работа
выполненных детьми и педагогом. Выполнение
плоскостной лепки, лепка объемных фигурок.
Раскрашивание.
Рисование различными техниками:
Выставка
2 10 12
сухая кисть
детских работ
восковой мелок и акварель
по мокрому
пальчиками
ладошкой
оттиск поролоном
оттиск смятой бумагой
«Знакомая форма – новый образ»
камышовой палочкой
углём
пастелью
мыльными пузырями
ниткография
кляксография
Монотипия. Продолжить знакомить детей с 1 3
Самостоятельная
4
техникой и видами монотипия. Выполнение
работа
работ в технике монотипия.
Коллаж. Знакомство с техникой коллажа, 1 3
Самостоятельная
4
материалами Технические приемы. Способы
работа
выполнения.

14

2.2. Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год
Дата
начала Всего
обучения
по недель
программе
Дата
окончания обучения
по программе
32

учебных Количество учебных Режим занятий
часов

32 часа

2 раза в неделю по
30 минут

3. Содержание программы «Волшебные ладошки»
1. Вводно-ознакомительное занятие.
Знакомство с детским коллективом, их интересами.
Показ работ, выполненных детьми.
Материалы и оборудование.
Техника безопасности.
2. Аппликация из бумаги, картона и т. п. на плоскости, рваная и объемная.
Задачи: Развивать интерес к аппликации, использованию бумаги разной плотности в
создании образа средствами вырезывания, сминания, скручивания и обрывания, включая
работу ножницами и пальцами.
Учить достижению выразительности в аппликации через более точную передачу форм,
цвета, величины.
Продолжать развивать композиционные умения – начиная от равномерного расположения
предметов на листе бумаги до составления натюрмортов, с осознанным сочетанием
предметов по форме, цвету и величине.
Помочь овладеть приёмами симметричного вырезания.
Продолжить знакомство с жанром портрета, натюрморта, пейзажа, передавая через
аппликацию характерные особенности данного жанра.
Продолжать воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать
коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами
других детей, воспитывать стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам,
аргументированно и спокойно отстаивать свое мнение, радоваться общему результату
деятельности.
Формировать умение оценивать созданные изображения (свои собственные и других
детей), выделяя интересные изобразительные решения в работах других, высказывать
эстетические оценки и суждения.

15

Темы:
«Веточка рябины» - объёмная аппликация с использованием бумажных салфеток для
изготовления ягод и цветной бумаги – для листвы.
«Семья снеговиков» - объёмная аппликация с использованием бумажных салфеток и
цветной бумаги.
«Забавный портрет» - объёмная аппликация с использованием мятой цветной, обёрточной,
гофрированной бумаги.
«Ручки, ножки, огуречик. Вот и вышел человечек» - аппликация из цветной бумаги с целью
научить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематическом
изображениях. «Зимняя сказка» - коллективная работа выполняется на листе тонированного
ватмана. Используется техника симметричного вырезания для изображения ёлок и
деревьев.
«Пасхальная открытка» - объёмная аппликация с использованием салфеток, цветной
бумаги и гофрированного картона.
3. Бумагопластика
Задачи:
Темы: «Дерево» - работа выполняется из мятой бумаги. Для изготовления ствола и веток
дерева используется упаковочная бумага. Сначала она сминается, а потом скручивается
ствол и ветки. Для изготовления листвы и травы вокруг дерева берём цветную бумагу и
сминаем её. «Блюдо с овощами» - коллективная работа. На лист цветного картона,
вырезанного в форме блюда приклеиваются разные овощи, сделанные измятой скомканной,
по форме овоща бумаги, с характерными деталями для данных овощей.
4. Лепка из пластичных материалов.
Задачи:
Продолжать вызвать интерес к пластилину и тесту как художественному материалу.
Учить детей точнее передавать пропорции частей и различия по величине разных
предметов в лепке.
Использовать разные выразительные средства: форму, пропорции, характерные
детали, композицию; пластические материалы: пластилин, слоёное тесто.
Уметь украшать вылепленный предмет, используя приём вдавливания при помощи
бросового материала (пуговицы, расчёска, колпачки от фломастера, трубочки и т.п.)
рельефной лепки. Поощрять стремление детей дополнять, улучшать, созданные ими
изображения, используя краски.
Учить рассматривать скульптуру малых форм, сравнивать, как передаётся фактура в
лепных изображениях.

16

Формировать умение оценивать созданные изображения (свои собственные и других
детей), выделяя интересные изобразительные решения в работах других, высказывать
эстетические оценки и суждения.
Темы:
«Печение» - лепка из солёного теста с использованием бросового материала ( пуговицы,
расчёска, колпачки от фломастера, трубочки и т.п. ), с последующим раскрашиванием
изделия красками. «Забавный мышонок» - лепка из солёного цветного теста (цвет можно
получить путём добавления в тесто краски для пасхальных яиц)
«Автопортрет» - пластилинография. Работа выполняется на листе картона размером 10 x 10
см. с рельефным изображением частей лица.
«Подарок маме» - для работы понадобится небольшая бутылочка из пластика (от йогурта
или другого кисломолочного продукта) в качестве вазы для цветов. Её можно украсить,
обмазавпластилином и декорировать разными семенами или крупой. Цветы ребёнок
изготавливает по своему замыслу используя своё воображение и фантазию.
5.Рисование различными техниками:
Задачи:
Продолжать знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования
для достижения выразительного изображения предмета или образа.
Показать выразительные возможности изобразительных материалов как отдельно
взятых, так и в сочетании друг с другом.
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и инструменты для
достижения художественных целей.
Продолжать учить с помощью технических приёмов передавать фактуру.
Продолжать учить комбинировать различные художественные техники.
Продолжать развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета,
обращая внимание на многоцветие окружающего мира.
Формировать эстетическое представление, воображение, умение рассматривать
предметы, развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции,
пространственного мышления.
Продолжать формировать образные представления для развития воображения
ребёнка, умения самостоятельно задумывать содержание своих рисунков.
Продолжать дальше развивать восприятие цветов и оттенков, постепенно расширяя
запас их цветовых представлений и формируя умение передавать оттенки и цвета разными
материалами. Шире знакомить с произведениями изобразительного искусства, книжной
графикой

17

Развивать самостоятельность, активность.
Темы:
«Знакомство с пастелью – рисование пастелью на свободную тему.
«Мои любимые фрукты» – рисование пастелью на тонированной или цветной бумаге.
«Знакомство с углём» - знакомясь с техникой рисования попытаться, научится передавать
этим материалом объём предмета, например, шара.
«Натюрморт с яблоком и вазой – в первой части работы создаётся набросок натюрморта, а
во второй части - с помощью угля создаётся объёмное изображение яблока и вазы.
«Новогодние игрушки» - работа выполняется в технике акварель и восковой мелок.
Игрушки можно нарисовать на еловой веточке.
«Волшебные цветы» - работа выполняется на формате А3 камышовой палочкой. Сначала
на мокрой бумаге с помощью капелек туши получаются неясные, расплывчатые контуры
цветов. Потом карандашом составляется композиция из цветов. Работа заканчивается
прорисовкой камышовой палочкой деталей по линии карандаша.
«Волшебные капли» - работа состоит из двух частей и выполняется в технике
кляксографии. Для этого лучше всего подходит тушь. При помощи трубочки на одном
занятии капелька туши раздувается в разные стороны. На следующем занятии клякса
превращается в художественный образ. Для этого подойдет любой графический материал
(фломастеры, цветные карандаши).
«Удивительная ниточка» - работа выполняется в технике ниткографии. На занятии дети
знакомятся с техникой выполнения работы, создавая удивительные рисунки, а потом
коллективно каждой работе находится сходство с определённым образом и придумывается
ему название.
«Ягода малина» - работа выполняется в технике рисования мыльных пузырей за 2 занятия.
Для этого необходимо в жидко разведённую краску добавить жидкого мыла. В готовую
смесь опускается коктейльная трубочка и вдувая в неё воздух, поднимаются над стаканом
пузыри. Пока не осели пузыри, очень быстро на них, сверху прикладывается бумага, на
которой и отпечатываются цветные пузыри очень похожи на малинку. На следующем
занятии дорисовываются детали ягоды и листья.
«На прогулке» - работа выполняется в технике акварель и восковой мелок в два этапа.
Сначала создаётся набросок простым карандашом с изображением не меньше двух детей, а
потом раскрашивается восковыми мелками и акварелью.
«Домашний любимец» - работа выполняется в технике сухой кисти. С помощью жёсткой
кисти наносятся широкие, отрывистые мазки в разных направлениях заполняя контур
рисунка. Затем образ животного дополняется проработкой мелких деталей.

18

«Смешные лица» - работа выполняется в технике «Знакомая форма – новый образ» на двух
занятиях. Ребёнку предлагается на выбор несколько геометрических форм для изображения
лиц. По своему желанию он может придать различное выражение лицам, в зависимости от
настроения. Графические материалы для рисования ребёнок выбирает сам.
6.Монотипия
Темы:
«Разнообразный фон для последующих художественных работ».
«Осьминожки» - на фоне морской воды, выполненной в технике монотипия ставятся
отпечатки ладошек, которые ребёнок превращает в осьминожек, дорисовывая детали. С
помощью пальчика он рисует водоросли и камушки на дне.
«Пейзаж» - в зависимости от выбранной ребёнком цветовой гаммы он создаёт зимний или
летний, или осенний пейзаж. На следующем занятии добавляются детали пейзажа.
7. Коллаж.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с коллажом; научить передавать ярко и выразительно с
помощью цвета и разнофактурных материалов задуманную тему .
Развивать самостоятельность, активность.
Поощрять стремление детей дополнять, улучшать, созданные ими изображения, используя
разнообразный материал.
Развивать

у

детей

эстетические

чувства

формы,

цвета,

ритма,

композиции,

пространственного мышления.
Раскрывать с помощью коллажа весь потенциал нетрадиционных техник в изобразительной
деятельности.
Темы:
«Осенний ковёр» - коллективная работа на листе ватмана. Основой для коллажа является
фон в технике монотипия. На него приклеиваются сухие листья разных пород деревьев
(разнообразных по цвету, размеру и форме), скатанные из салфеток ягоды и вырезанные из
бумаги грибы
«Снег идёт» - коллаж выполняется на цветном картоне тёмного цвета (синий, фиолетовый,
чёрный) по выбору ребёнка в 2 занятия. Для изготовления коллажа предлагаются на выбор
различные материалы (бумага, салфетки, кружево, вата и т.п.)
4. Оценочные материалы
Приемы и методы:
1. Эмоциональный настрой

19

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений.
Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны
соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад:
успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей.
Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
2. Художественное слово
Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным
искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа.
Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают
осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
3. Театрализованные игры
На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными
или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования.
Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает
развивать у детей эмоции и воображение.
4. Пластика
Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все
свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю
информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на
разных участках тела имеются зоны, "запоминающие" положительные и отрицательные
отпечатки его общения с миром.
И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в
теле, образующихся в результате негативных переживаний. Именно поэтому в
изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения,
как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Море", не только развивают
пластику,

они

направлены

на

ощущение

ребенком

свободы,

эмоциональное

самовыражение.
5. Театр
Элементы театра органично входят в занятия ИЗО-деятельностью, способствуют развитию
чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на
эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний. В младшей группе
используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок
выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие дети уже сами могут
посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер
сказочного героя - злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.

20

Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством.
Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.
6. Игра
Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А.
Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".
Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей.
В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные,
эстетические.
Дидактический материал:
Дидактические игры:
«Палитра»;
«Сочетание цветов» из серии «Учись, играя»;
«Линии в природе»;
«Цветы в вазе»;
«Забавные лица»;
«Помоги козляткам спрятаться от волка»;
«Цветное лото»;
«Линии горизонта»
Картотека стихов
Картотека наглядного материала
Конспекты занятий (например):
«Педагогический потенциал техники монотипия в изобразительном искусстве»
Монотипия – это многоцветный или одноцветный отпечаток изображения с гладкой
плоскости, используемый как самостоятельный рисунок или как основа для дальнейшей
работы в технике коллажа и дорисовки. Техника монотипия имеет огромный потенциал в
развитии у ребёнка дошкольного возраста воображения, чувства цвета. Используя технику
монотипия в младшем дошкольном возрасте можно помогать детям осваивать цветовую
палитру, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, т. к. именно цвет
стимулирует желание ребёнка взять в руки карандаш или кисть и рисовать. В младшем
дошкольном возрасте, когда дети делают только первые шаги в рисование, очень важно
дать почувствовать детям, что они уже что-то умеют изображать, что у них получаются
образы, узнаваемые на бумаге и техника монотипия предоставляет малышам такую
возможность.

21

На примере бабочки можно познакомить детей с цветовой палитрой, с основными и
смешанными цветами, дифференцируя близкие по цветовой гамме (синий - голубой,
красный – оранжевый, красный – розовый). Выполняя это задание, дети учатся смешивать
краски получая новые цвета, знакомясь с новой цветовой лексикой. В этом возрасте вместе
с детьми можно создавать очень интересные работы, в технике монотипия, используя
нетрадиционные приемы рисования пальчиками, ладошками, штампиками и другими
вспомогательными материалами, что положительно влияет на развитие творчества и
воображения. В старшем дошкольном возрасте техника монотипия может служить как
самостоятельным видом детской изодеятельности, так и вспомогательным, например, при
создании коллажа. Также техника монотипия помогает закрепить такое понятие как
различные виды пейзажей в разные временные отрезки. Работая над пейзажем, ребёнок
создаёт его в технике монотипия, дорисовывая красками, мелками, фломастерами,
карандашами или создавая коллаж.
Техника монотипия вместе с техникой коллажа помогает развивать творчество,
воображение и чувство композиции у детей на примере поздравительных открыток,
коллективных работ, натюрмортов, пейзажей.
Критерии и способы определения результатов
Одной из наиболее важных форм подведения итогов кружка является участие в различных
выставках. Это и тематические выставки в детском саду, и выставки для родителей, и
выставки районные и городские. Участие в районных и городских конкурсах.
Цель проведения мониторинга.
Выявить уровень художественного развития детей, а также определить возможности
свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла,
способов изображения.
Характер диагностики: естественный педагогический.
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для
удобства фиксации наблюдений. Обследование проводилась по четырём критериям
1. Оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения.
2. Оценка процесса деятельности (самостоятельность, интерес).
3. Оценка продуктов деятельности (рисунки, работы по аппликации).
4. Оценка творческого воображения.
Данная диагностика позволила проанализировать и сравнить уровень развития
художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень- определяется образным изображением предметов, полнотой и
разнообразием выделенных и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых

22

предметов (3-х и более), оригинальным образным содержанием (без повторения),
использованием при изображении более 4-х цветов, выразительное решение в целом;
Средний уровень – определяется выделением и передачей в рисунке 2-х признаков,
изображаемых предметов, образным значением наделены не все предметы, использование
при изображении 3- 4 цветов;
Низкий уровень- определяется изображением менее половины предметов, при
изображении передается один признак предмета, не передается образное содержание
изображаемых предметов, работа выполняется не до конца, небрежно. При закрашивании
используется 1-2 цвета.
5.Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
1. Разные виды бумаги.
2. Картон.
3. Природный материал (шишки, сухие листья, крупы, семечки).
4. Фломастеры, маркеры, карандаши.
5. Деревянные палочки, доски.
6. Бросовый материал.
7. Цветные иллюстрации.
8. Клей.
9. Пластилин.
Инструменты для работы
1. Ножницы.
2. Клеёнки.
3. Кисточки
4. Ёмкости для клея.
5. Доски.
6. Стеки.
7. Маркер.

Учебно-методическое обеспечение
Проектор с экраном переносной
Ноутбук
Магнитофон.

23

Фотоаппарат.
Диски с записями классической и русской народной музыки.
Атрибуты для игр.
Диски с познавательной информацией.
Фотоальбомы.
Книги.
Наборы открыток.
Иллюстрации.
Коллекции.
Художественная литература.
Рабочие тетради по художественному труду: “Тайны бумажного листа”, Н.Р. Макарова,
“Ситцевый лоскуток”, Ю. Дорожин, “Я все умею делать сам”, Т. Геронимус.
Учебно-наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста “Школа
волшебников”, С.И. Мусиенко.
Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего возраста “Сделаю
сам” Т.Н. Доронова, С.И. Мусиенко.
Учебное пособие для подготовки детей к школе “Конструирование”, В.И. Романина.
Альбом самоделок “Мастерицам” Т. Грачева. “Путешествие в антресолию, или чудесное
превращение перчаток в…”, серия “Самоделки”, Т. Баева.
Информационно-коммуникационные технологии ИКТ в работе:
1. Подбор иллюстративного материала к мероприятиям и для оформления (сканирование,
интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
3. Подборка аудио- и видеоматериалов для фона при выполнении творческих работ.
4. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.
5. Оформление документации, отчетов, диагностики. Компьютер позволяет не писать
отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только
вносить необходимые изменения.
Применение ИКТ позволяет значительно разнообразить образовательную деятельность с
детьми и способы взаимодействия с родителями.

6. Методические материалы

24

1. Т.Н. Доронова. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности (учебнометодическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного
пребывания). Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования
Российской Федерации. СПб., 2002.
2. Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. Программа эстетического воспитания
детей 2-7 лет. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве
учебно-методического пособия для дошкольных учреждений. М., 2002.
3. Г.С. Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа).
М., 2003.
4. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет.
М., 2001. 5. С.К. Кожохина. Путешествие в мир искусства (программа развития детей
дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности). М., 2002.
6. А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. М., 2000.
7. Рисование с детьми дошкольного возраста / Под редакцией Р.Г. Казаковой. М., 2006.
8. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки». - М.: Карапуз-Дидактика, 2007 г.-144с.
9. Козакова Р.Т. Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты, занятия. - М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с.
10. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Ароанжировки и
скульптуры из природного материала.- М.: КарапузДидактика 2010г.
11. Лыкова И.А. Конструирование из природного материала. 5-8 лет. - М.: КарапузДидактика 2007 г.
Интернет-ресурсы

Приложение

25

Темы занятий в технике монотипия
Старший возраст: Коллаж «Подводный мир»
Цель: развивать творчество, воображение ребёнка, чувство цвета, композиции.
Познакомить его с многообразием и яркостью подводного мира.
Материал: бумага, гуашь, акварель, кусочки ткани, нитки, бусинки, клей ПВА, кисть для
клея, кисть №5.
Дополнительные указания:
На первом занятии дети готовят фон воды в техники монотипия, используя краски. На
другом листе бумаги дети делают заготовку для последующего вырезания рыбок. Для этого
необходимо на смоченный лист бумаги нанести акварелью цветные пятна, чем ярче они
будут, тем красивее получатся рыбки.
На втором занятии из акварельной заготовки дети вырезают рыбок. В зависимости от
навыков владения ножницами рыбок можно вырезать целиком или сделать их из составных
частей используя геометрические фигуры. Работа украшается и дополняется подручным
материалом (нитки, бусинки, кусочки ткани). Дети выстраивают композицию, создавая
яркий подводный мир.
«Пасхальная открытка»
Цель: познакомить детей с праздником Пасхи, его традициями, атрибутами.
Вызвать у детей праздничное настроение, желание создать праздничную открытку и
поздравить.
Продолжать развивать творчество и воображение.
Закрепить навыки работы в техники монотипия и коллажа.
Материал: лист картона, бумага, гуашь, вырезанные из разнообразной ткани, обоев цветы,
клей ПВА, кисти (№5, для клея).
Дополнительные указания: На первом занятии мы знакомим детей с праздником Пасхи и
его традициями и готовим фон в технике монотипия.
На втором занятии из тонированной бумаги дети вырезают пасхальное яйцо, используя
овальный трафарет. Затем педагог предлагает выбрать по желанию фон открытки, обращая
внимание на цветовую палитру пасхального яйца; расположить яйцо и цветы на картоне,
учитывая композицию.
Рисование «Золотая осень»
Цель: закрепить при помощи техники монотипия знание о пейзаже, о цветовой палитре
осени, о колорите, о композиции. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи.
Продолжать вызывать желание смешивать краски для получения новых оттенков,
обогащать воображение и творческий потенциал ребёнка

26

. Материал: бумага, акварель, фломастеры, мелки, цветные карандаши, кисть №5, палитра
(пластик, оргстекло).
Дополнительные указания: на первом занятии преподаватель с детьми рассматривает
репродукции картин с изображением осеннего пейзажа характерного для времени «золотой
осени». Для показа и обсуждения можно использовать три репродукции известных
художников: «Золотая осень» И. И. Левитана, В. Д. Полёнова, И. С. Остроухова.
Также детям зачитываются стихи разных авторов об этом периоде осени, вызывая у них
эмоциональный отклик.
Например:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
И. Бунин
Преподаватель обращает внимание на характерную цветовую палитру, присущую для этого
времени осени. Для создания фона пейзажа в техники монотипия на палитру дети наносят
краски, которые они выбрали для выражения характерных признаков «золотой осени» в
виде цветных пятен имитирующих осенние небо и землю.
Можно предложить детям сделать несколько отпечатков с палитры с тем, чтобы они смогли
позже выбрать наиболее понравившийся фон для завершения работы. Оставшиеся
отпечатки можно будет использовать в дальнейшей изобразительной работе. На втором
занятии преподаватель предлагает рассмотреть выбранный отпечаток давая возможность в
оттиске увидеть картины пейзажа. Может быть у кого-то получились леса, одетые в яркие
осенние краски или поляны с деревьями в багряном убранстве и т.п. Рассмотрев и увидев в
своём рисунке образ, ребёнок приступает к его разработке и детализации, используя
различные материалы. Он может прибегнуть к одному материалу или скомбинировать
несколько.
Преподаватель обговаривает с детьми композиционное построение рисунка, обращая
внимание на такое понятие как перспектива. В заключении можно посмотреть на все
рисунки вместе, отмечая, насколько разная бывает осень, какая богатая цветовая палитра
осени получилась у ребят.
Техники живописной работы « Кляксография»
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Уже
3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.

27

"На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы
очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая
ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка
клякс. В результате может получиться целый сюжет. Для детей старшего возраста можно
усложнить задачу. Капельку жидкой краски или туши раздуваем с помощью трубочки,
превращая ёё в необычную кляксу. После чего можно предложить детям придать кляксе
законченный образ, дорисовав её, или превратить кляксу в целый сюжет.
Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги
Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт).
В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно
рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае
ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному
рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился
один сюжет.
Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном
случае, приемам.
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к
белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные
рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается
небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек
такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой.
Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем
сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем
прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие
труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать
красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты
хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем
предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем
из двух, трех.
Метод ниткографии
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером
примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или

28

шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и
зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом
вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают,
обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия
получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с
изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного
возраста
Рисование мелками и углём
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные
мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, бумага с
шероховатой поверхностью - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь.
Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно
развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических
плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем
изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Белый лист бумаги очень
подходит для рисования углём, а яркий, цветной – мелками.
Метод волшебного рисунка
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение
(елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном,
краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на
жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят,
проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или
кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к
предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской,
а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи
или мыло. Это зависит от их качества

Метод пальцевой живописи
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги,
а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где
же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой
или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем

29

указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если
карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть
еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик.
Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями.
Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки
желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо,
если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным
пальцем, а всеми.
Загадочные рисунки
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для
детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран
размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный
фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных
или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая
особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие
определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями
указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается
воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой
фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается
постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
Метод монотопия
Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он
таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение
на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане или
пластиковой доске рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем
(не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла
краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы
промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение
остается на целлофане, иногда на бумаге. Эта техника позволяет получать не только
законченный рисунок, но и как основу с последующей дорисовкой деталей или как фон для
последующей работы в аппликации, коллаже, рисовании.
Рисование на мокрой бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска
достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов,
которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например,

30

если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны",
"Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника
сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не
получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и
провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части.
И бумага готова к произведению неясных образов. При рисовании по мокрому можно
использовать не только краски, но и тушь.
Объемная аппликация
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать,
получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду
с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается
дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого
изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем
слегка распрямить и вырезать требуемую форму. Для этого используется как цветная
бумага, так и бумажные салфетки. После чего едва наклеить и в случае необходимости
дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером.
Коллаж
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько
вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда
дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о
них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил
нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок
нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и
облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности
нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой,
использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой
(сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей,
выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и
т.д. Рисование сухой кистью Используя этот метод можно наиболее характерно отобразить
фактуру шерсти животного или газон, покрытый травой. Для этого на сухую кисть из
щетины набирается краска, лучше всего подходит гуашь и наносятся отрывистые короткие
штрихи.
Рисование камышовой палочкой
Эта техника обычно вызывает у детей неподдельный интерес и удивление. Видя такой
необычный инструмент им хочется тут же попробовать оставить след на бумаге. Для этого

31

больше всего подходит тушь. Для изготовления такой палочки берётся обычный стебель
камыша, обрезается определённой длинны, карая среза можно сделать разными. С одной
стороны, срез режется наискосок, а с другой – раздвоенный. Рисуя одним концом палочки
можно получать линии различной толщены, в зависимости от наклона палочки. Второй
конец – раздвоенный, оставляет на листе двойную линию. Таким инструментом можно
нарисовать оригинальный графический рисунок.
Рисование мятой бумагой
Для работы в этой технике инструментом служит комок мятой бумаги. В зависимости от
свойства бумаги (мягкая или жёсткая) на листе получаются отпечатки разной фактуры.
Такой инструмент ребёнок с радостью изготавливает сам. Ведь для этого достаточно смять
лист бумаги в комок. Для создания рисунка ребёнок окунает комок бумаги в краску и делает
отпечатки на листе бумаги, создавая образы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Консультация для родителей

Как правильно «читать» поведение своего ребёнка

Мы стараемся воспитать наших детей как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и на вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

Ваш ребенок – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Главный совет — любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

1.          Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

2.          Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

3.           

4.           

5.           

6.          Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

·            Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.

·            Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.

·            Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.

·            Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.

·            В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.

4 Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

·            Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.

·            В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.

·            Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.

·            Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.

5.Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.

·            Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.

·            Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.

·            Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.

·            Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.

·            Создание тепличных условий для ребенка.

·            Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

 Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».