Консультация для родителей детей с ОВЗ «Здоровье в ладошках»
10.04.2024
Консультация для родителей детей с
ОВЗ «Здоровье в ладошках»
Давайте вспомним:
каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию?
Правильно, это ребёнок
с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной
произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.
У многих детей
отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая
координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность, также
недоразвитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации. Дети
с ОНР (общим недоразвитием речи) имеют нарушения всех видов моторики:
общей, мелкой, артикуляционной.
Движения рук бывают
неловкими, несогласованными.
Упражнения для
развития общей и мелкой моторики направлены на повышение функционального уровня
систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких
двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. При
любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого
отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную
поступательную динамику его развития.
У детей с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья) большие внутренние резервы, часто бывают
очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в
развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности, замедленных развитий
психических процессов этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной
работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной
тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия
на все сферы личности ребенка. Коррекционная работа ведется на основе принципа
формирующего и щадящего обучения. Это необходимо для подготовки детей с ОВЗ к
успешной интеграции. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и
развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.
Одно из направлений
коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи - развитие мелкой
моторики.
Мелкая моторика – это
способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в
результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и
костной. Другими словами, ручная ловкость, которая включает большое количество
разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень
сложных движений (например, писать и рисовать).
Выполняя пальцами
различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук,
что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на
развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики
пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует
психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную
деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Как и любое обучение –
развитие моторики требует своей последовательности и разнообразных форм.
1.Начинать необходимо
с массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого проговариванием
чистоговорок, стихотворений и потешек.
2.Пальчиковая
гимнастика: упражнения с пальчиками и ладошками привлекут внимание дошкольников
и научат выполнять различные движения (распрямлять пальчики, хлопать и
раскрывать ладошки, показывать различные фигуры), при этом необходимо речевое
сопровождение:
«Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!»
3. Упражнения с
предметами (шарики, валики, пружинки) и с добавлением стихотворений, помогут
запомнить познавательный материал:
"У сосны, у
пихты, елки
Очень колкие иголки.
Вас уколет
можжевельник".
4. Самомассаж
бельевой прищепкой: можно "покусать" ногтевые фаланги (от
указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает
котенок-глупыш,
Он думает, это не
палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою,
малыш,
А будешь кусаться,
скажу тебе: "Кыш!".
5. Игры с
прищепкой. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько
бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю
прищепки ловко
Я на мамину
веревку".
6. Упражнения
с карандашом и фломастером, учимся вращать их между ладонями, между пальчиками,
одной рукой, другой; перекладывать из кулака в кулачок с называнием руки,
перекатывать за спиной. Учимся зажимать фломастер между ладонями и каждыми
пальчиками.
7.Игры со счетными
палочками – выкладывание фигур, букв, цифр по образцу и самостоятельно на
поверхности стола, на ковре.
8. Игры с
мелкими сыпучими предметами: различными крупами, песком, пуговицами, бусинками
и т.п. «Найди предметы», спрячь, постой дом и площадки, рисование на разносе,
выкладывание рисунка. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный
каким-либо однородным наполнителем ( песок, различные крупы, пластмассовые
дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут он перемешивает содержимое.
Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких
проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается
отгадать его содержимое, ощупывая пальцами его отдельные элементы. Перебирание
и перекладывание предметов, опознание предмета, буквы, цифры на ощупь
поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой
ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его
зарисовывает. Использование бус, мисок-вкладышей, баночки с крышками, собирание
пазлов и мозайк.
9. Игры с
жидкостью: определение температуры воды (через кружку, опусканием пальцев
внутрь).
10. Различные
виды шнуровки с одновременным проговариванием потешек на
автоматизацию и дифференциацию поставленных ранее звуков.
11. Упражнения на
формирование графических умений и навыков – обводка, штриховка,
раскрашивание, дорисовка, работа в клетке.
12. Пальчиковый
театр – способствует развитию мелкой пальцевой моторики и формированию
связной речи ребенка с ОВЗ, речевой патологией, обогащению словаря.
Таким образом, развитие мелкой моторики руки влияет на развитие речи ребёнка, таких
психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные
представления. Развивая руку ребенка с ОНР, мы не только тренируем мышцы, но и
развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению,
воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то
есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка. И самое главное, мы
заботимся о его здоровье.