Положение о психолого-педагогическом сопровождении ОВЗ22

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №4 «АЛЕНУШКА»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
__________________________________________________________________________
«РАССМОТРЕНО»
На педагогическом совете МБДОУ
«Детский сад № 4 «Аленушка»
«16» августа 2022 г

«СОГЛАСОВАНО»
Председатель ПК
МБДОУ «Детский сад № 4
«Аленушка»
____________/Завгородняя Е.В./

«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом № _____ от «16.08. 2022 г.
Заведующая МБДОУ
«Детский сад № 4 «Аленушка»
________________/Н.П. Данилова./

Положение
об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №4 «Аленушка» города Саки Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) и детей-инвалидов в образовательном
процессе (далее – Положение) разработано в соответствии с действующем законодательством в области образования.
1.2. Настоящее Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов разработано в соответствии с:
Международными и федеральными документами:
- Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 года
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Статья 24
- Конституция РФ 1993 г
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральными законами:
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ,
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. № 124ФЗ,
- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ.
- Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 в рамках программы «Десятилетие детства»
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018- 2027 годы»
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
1.3. Положение регламентирует порядок деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Аленушка» (далее – МБДОУ)
по организации обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
1.4. Психолог-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности

участников коррекционно-образовательного процесса, направленная на создание специальных условий для успешного обучения, развития и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
1.5 Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются:
- приоритет интересов ребенка;
- непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;
- рекомендательный характер оказания помощи и услуг.
2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
2.1. Цель психолого-педагогического сопровождения заключается в создании комплекса образовательных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации детей с ОВЗ
и детей-инвалидов.
2.2. Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- защита прав и интересов обучающихся (воспитанников);
- обеспечение безопасных и комфортных условий развития и обучения, поддержки в решении психолого-педагогических и социальных проблем;
- реализация потенциальных возможностей обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, их благоприятной социализации;
- участие в разработке индивидуальных адаптированных программ сопровождения (далее
АОП) адекватных возможностям и способностям обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- проведение консультативно-просветительской работы среди всех участников образовательного процесса;
- участие в экспертизе адаптированных образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и т.д.
3. Основные направления деятельности:
- организационная деятельность
- диагностическая деятельность
- коррекционно-развивающая
- консультационная
- информационная и профилактическая
- методическая
- медицинская
4. Порядок организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
4.1. Содержание образования и условия организации сопровождения детей с ОВЗ определяются адаптированными образовательными программами, детей-инвалидов - программами
реабилитации и абилитации.
4.2. Обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов может осуществляться в МБДОУ совместно с
другими воспитанниками в группах комбинированной направленности и в общеобразовательных группах, в группах компенсирующей направленности и на дому. 4.3. Решение о создании в МБДОУ групп инклюзивного образования, групп комбинированной направленности принимается заведующей МБДОУ.
4.4. Основанием для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ является личное заявление его родителей (законных представителей), предъявивших в МДОУ:
- коллегиальное заключение ТПМПК (в течение 1 года с даты получения);
- копию справки МСЭ, подтверждающей у ребенка наличие инвалидности и копию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (для ребенка-инвалида).
. 4.5. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые

по состоянию здоровья не могут посещать Детский сад, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) сопровождение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому
или в медицинских организациях.
4.5. Сроки обучения воспитанников в группах комбинированной направленности определяются рекомендациями ТПМПК. Сроки обучения воспитанников на дому зависят от состояния здоровья, психофизических возможностей ребенка и определяются медицинскими документами.
4.6. В образовательной организации сопровождение детей с ОВЗ осуществляется по адаптированным образовательным программам при создании специальных образовательных условий.
4.7. Под специальными образовательными условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в
здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
5. Порядок организации психолого-педагогического сопровождения образования детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных
учреждениях
5.1. Основанием для организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, а
также детей-инвалидов является заключение и рекомендации территориальной психологомедико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК) и согласие родителей (законных представителей).
5.2. Функции организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детейинвалидов в ДОУ возлагаются на психолого-педагогический консилиум (далее – ППк). В
рамках работы психолого-педагогического консилиума осуществляются следующие направления деятельности:
- Для ребенка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная программа на основе
рекомендаций ТПМПК;
- Для ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, при необходимости включающая разработку индивидуального образовательного маршрута (определение условий, сроков представления отчетности, изменение
способов подачи информации и другое), определение адекватных методических приемов в
процессе обучения, периодичности получения необходимой коррекционной помощи (образовательной и другое), профилактику физических, интеллектуальных, и эмоционально-личностных перегрузок.
5.3. Специалисты ПП(к):
– осуществляют психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
– определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии; –
проводят предварительную работу с воспитанниками, родителями (законными представителями), педагогами ДОУ, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в ДОУ;
– отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной
ТПМПК;

– организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии;
– осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии;
– проводят совместно со специалистами ТПМПК оценку результатов обучения.
5.4. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения осуществляют специалисты МДОУ в соответствии со штатным расписанием учреждения.
5.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное
расписание учреждения ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая
коррекционная поддержка может оказываться на основе договора со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, ТПМПК в рамках сетевого взаимодействия.
5.6. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте воспитанников, формирования навыков образовательной деятельности, освоения программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в индивидуальном образовательном маршруте (далее - ИОМ).
5.7. Ответственность за организацию психолого-педагогического сопровождения ребенка с
ОВЗ, ребенка-инвалида в образовательном учреждении возлагается на руководителя.
6. Кадровое и материально-техническое обеспечение.
6.1. Образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется при наличии соответствующего программно-методического обеспечения.
6.2. МБДОУ обеспечивает сопровождение образовательного процесса специалистами из
числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения образовательных программ.
6.3. При отсутствии в МБДОУ необходимых специалистов, оборудования для оказания специализированной помощи, такая помощь может быть организована через договор о сетевом
взаимодействии со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями
социального обслуживания с целью обеспечения необходимыми ресурсами.
7. Основные документы психолого-медико-педагогического сопровождения:
- Положение о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
- Положение о сопровождении детей с ОВЗ в общеобразовательных группах.
- Положение о группах комбинированной (компенсирующей) направленности
- Должностные инструкции специалистов, воспитателей групп комбинированной (компенсирующей) направленности.
- Годовой план.
- Пакет документов психолого-педагогического консилиума.
- Адаптированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты (группы комбинированной направленности, общеобразовательные группы). - Адаптированные основные образовательные программы (группы компенсирующей направленности).
- Рабочие программы, планы, специальная документация специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.
- Списки детей с ОВЗ, детей-инвалидов, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.
- Анализ работы за предыдущий период.
8. Заключительные положения.
8.1. Настоящее Положение принимается на педагогическом совете и Утверждается приказом
заведующей МБДОУ.

8.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового.
8.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по мере необходимости и
утверждаются в порядке, установленном пунктом 8.1 настоящего Положения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Консультация для родителей

Как правильно «читать» поведение своего ребёнка

Мы стараемся воспитать наших детей как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и на вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

Ваш ребенок – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Главный совет — любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

1.          Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

2.          Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

3.           

4.           

5.           

6.          Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

·            Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.

·            Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.

·            Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.

·            Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.

·            В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.

4 Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

·            Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.

·            В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.

·            Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.

·            Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.

5.Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.

·            Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.

·            Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.

·            Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.

·            Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.

·            Создание тепличных условий для ребенка.

·            Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

 Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».