ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 2023-2027 г.г

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА САКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 4 «АЛЕНУШКА»

________________________________________________________________________________

«СОГЛАСОВАНА»
Начальник отдела образования
Администрации города Саки
____________ Л.А. Кузубова

«УТВЕРЖДЕНА»
Заведующая МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка»
__________________/Н.П. Данилова./
Приказом № 95 от 30августа 2023 г.

Данило Подписано
цифровой
«ПРИНЯТА»
ва Нина подписью:
Данилова Нина
На педагогическом совете
Павловна
Павлов
МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка»
Дата: 2023.10.12
Протокол № 1 от «30» _августа 2023 г. на
14:11:37 +03'00'

РАССМОТРЕНА
Попечительским советом
МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка»
Протокол № ___ от ________ 2023 г.
СОГЛАСОВАНА
Управляющим советом МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка»
Протокол № __ от _______ 2023 г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 4 «Аленушка»
города Саки Республики Крым
на период с 2023 по 2027 гг.
по теме: «От традиций к инновациям»
по внедрению технологии музейной педагогики

Саки
2023
1

Содержание

№ п/п

Разделы программы

Страница

1

Паспорт Программы развития МБДОУ «Детский сад № 4
«Аленушка»

3

2

Информационная справка

8

3

Проблемно-ориентировочный анализ, описание ключевых
проблем и причин их появления; анализ и оценка достижений, педагогического опыта, конкурентных преимуществ за
период, предшествующий нынешнему инновационному
циклу развития

11

4

Профессиональная компетентность педагогических работников
МБДОУ в вопросах музейной педагогики

12

Концепция (концептуальный проект) желаемого
5

будущего состояния МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» как
системы

16

6

Стратегия и тактика перехода (перевода) МБДОУ «Детский
сад № 4 «Аленушка» в новое
состояние. Этапы реализации программы

18

7

Сроки и этапы реализации программы развития в соответствии с поставленными задачами

19

8

Совершенствование развивающей игровой среды по музейной педагогике в группах и помещениях детского сада

21

9

Перечень мероприятий по оптимизации образовательного
процесса в ДОУ

22

10

Организация сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах сопровождения музейной педагогики

28

11

Обеспечение социального партнерства

30

12

Возможные риски и способы из предотвращения

31

13

Мониторинг выполнения программы, способы и механизмы
получения обратной связи о ходе и состояния развития
МБДОУ

32

2

ПАСПОРТ
программы развития МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка»

Наименование
программы

Статус программы

Заказчик программы

Основания для
разработки программы (нормативно-правовые
документы,
определяющие
государственную политику в
сфере образования)

Назначение программы

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Аленушка» города
Саки Республики Крым по внедрению технологии музейной педагогики «От традиций к инновациям»
Стратегический план, направленный на осуществление
нововведений в МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка», на реализацию актуальных, перспективных прогнозируемых образовательных
потребностей, социального заказа: разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций
Администрация муниципального образования города Саки, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка», родительская общественность
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями от 01.06.2020 г.)
- Семейный кодекс Российской от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от
19.12.2022)
- Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273 -ФЗ.
- Федеральные государственные образовательные стандарты основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
условий ее реализации.
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
- Указ президента Российской федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской федерации на период до
2030 года»
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей”

- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
утверждена 25 ноября 2022 года Приказом № 1028
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 года № 1155 с изменениями и дополнениями от 21 января 2019
года, 8 ноября 2022 года
- Концепция воспитания и социализации обучающихся Республики
Крым. Утверждена Приказом министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2020 года № 1823
- Устав МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка»

Программа развития предназначена для определения перспективных
направлений развития МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» по
внедрению технологии музейной педагогики , государственного социального заказа.

3

Авторы
Сроки реализации программы

Н.П. Данилова., заведующая
Кузьмина Е.Н., старший воспитатель
Творческая группа
Лысенкова А.В., представитель Совета родителей
Программа развития рассчитана на период с 2024 до 2028 гг.
Ограничения возможностей для развития детей, обусловленные несовершенством предметно-пространственной среды
МБДОУ и недостаточным уровнем использования специалистами эффективных педагогических технологий (ограниченность
движений у детей, социального взаимодействия, получения впечатлений, возможностей для совершенствования приобретенных
знаний и умений)
• Необходимость модернизации всех процессов ДОУ в соответствие с ФГОС ДО, Закона «Об образовании в РФ»
• Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению
современных педагогических технологий.
• Недостаточная готовность и включенность родителей (законных представителей) воспитанников в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления.
 реализация современной технологии музейной педагогики,
актуальных, перспективных прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа: разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций
 Развитие партнерских связей и устойчивого взаимодействия с
предприятиями - партнерства МБДОУ (музей, библиотека)
С педагогами:
 Создание комплекса условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей посредством внедрения в учебновоспитательный процесс инновационной технологии музейной
педагогики в рамках использования возможностей не только
групповых помещений, но и помещений здания и игровых площадок
 Создание модели образовательной деятельности, обогащение
предметно-развивающей среды ДОУ, определение моральных
и эстетических ценностей
 Создать условия для повышения профессионализма педагогов
и вопросах музейной педагогики
 Формирование проектно-исследовательских умений и навыков у дошкольников
 Создать вариативную систему обучения и взаимообучения команд и отдельных специалистов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
 Расширение деловых связей МБДОУ с предприятиями социального окружения по обеспечению духовно-нравственного
развития личности дошкольника


Проблема

Цель программы

Задачи

4

Разработать пакет методических материалов, систему планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию, познавательной деятельности, речевому и эмоциональному развитию дошкольников
 Совершенствовать единое образовательное пространство на
основе использования информационно-коммуникативных технологий в
С детьми:
 усвоение и присвоение норм, правил поведения и моральнонравственных ценностей, принятых в российском обществе;
 Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к современной деятельности и сотрудничеству;
 формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом;
 развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
 развитие самостоятельности и инициативности, планирования
и регуляции ребенком собственных действий
С родителями:
 Создание комплекса условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей посредством внедрения в учебновоспитательный процесс инновационной технологии музейной
педагогики
 Создать условия для привития духовно-нравственных чувств в
семье и социуме
 Организация сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам формирования духовно-нравственного развития дошкольников
 Республиканская субвенция
 Субсидия муниципального бюджета городского округа Саки
 Спонсорская помощь, благотворительные средства


Объем и источники финансирования Программы

Целевые показатели (индикаторы) Программы

Целевыми показателями программы являются:
 Усвоение и присвоение норм и правил поведения и моральнонравственных ценностей, принятых в обществе;
 Формирование у детей основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье, сообществу детей и взрослых;
 Развитие ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций
 Развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных
чувств и отношений
 Формирование проектно-исследовательских умений, коммуникативных навыков

5

Принципы реализации программы

Ожидаемые результаты:

 Принцип гуманизации обеспечивает равнодоступный для каждого
ребенка выбор уровня, качества и направленности образования, основанного на общечеловеческих ценностях и общекультурном наследии человечества.
 Принцип открытости — предоставление непрерывного базисного
образования в различных его формах. Принцип открытости обусловлен типом взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и находит
свое выражение в продуктивных формах деятельности.
 Принцип динамичности в контексте образовательного пространства
ДОУ выражается в быстром обновлении информационного поля и реализации новых требований социума. Одним из средств инициирования и сопровождения этих изменений является мониторинг образовательного процесса.
 Принцип развития предполагает качественные изменения, происходящие внутри ДОУ, в ходе которых сохраняется все лучшее и приобретаются новые свойства, позволяющие учреждению развиваться и продуктивно
взаимодействовать с социумом в новых динамичных условиях.
 Принцип интеграции — включение в структуру ДОУ новых элементов и организация взаимодействия внутри новообразований и между ними,
а также межсистемное взаимодействие ДОУ с другими структурами социума.
 Принцип индивидуализации ориентирован на развитие индивидуальности всех участников образовательного процесса (ребенка, родителя, педагога), раскрытие их природных способностей, творческого потенциала и выражается в выстраивании индивидуальной траектории развития.
 Принцип социализации предполагает эффективное позиционирование учреждения в социальном пространстве.
 Принцип инновационности образования реализуется путем перевода
ДОУ в поисковый режим деятельности на основе разработки и использования новых технологий образовательного процесса.

Прогнозируемые результаты реализации программы
 Система управления и мониторинга ДОУ будет соответствовать требованиям современности;
 Обновлённая структура и содержание образования через реализацию инновационных технологий, в том числе музейной
педагогики;
 Предметно-пространственная среда групп и прогулочных
участков соответствует возрасту детей, требованиям ФГОС
ДО (новая редакция), образовательному заказу общества;
 Определены наиболее эффективные технологии для работы в
каждом возрастном периоде и специалисты подготовлены и
активно используют инновационные образовательные технологии с применение разнообразного дидактического оборудования и электронно-цифрового видео-контента
 Взаимосвязи МБДОУ и социальными предприятиями-партнерами расширены и носят характер устойчивого взаимодействия
 Кадровое обеспечение, соответствующее современным требованиям;
 Родители ДОУ будут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса;
 Стабильный уровень конкурентноспособности МБДОУ на
рынке образовательных услуг

6

Выпускники имеют качественные навыки и представления о
морально-этических ценностях принятых в обществе, разносторонне развиты, легко социализируются при переходе в общеобразовательные учреждения.
 Имеют высокий уровень интеллектуального , эмоционального
развития, психологически устойчивы.
 Отсутствие средств на реализацию поставленных целей
 Экстренное закрытие учреждения
Элементы риска
 Не активное участие родительской общественности
 Запрет на свободное перемещение по городу и на взаимодействие с социальными партнерами (в связи с КОВИД)
Сроки и этапы реализации программы
Цель: создание условий для реализации программы развития, подготовить ресурсы для реализации Программы развития.
Задачи этапа:
- изучение нормативно-правовых документов,
I этап – (подгото- - выявление перспективных направлений развития МБДОУ и моделивительный)
рование его новых качественных изменений в условиях модернизации
июль-декабрь
- планирование развития, составление программ, проектов (подпроек(январь-апрель
тов) по всем стратегическим направлениям развития
2023 года)
- повысить квалификацию специалистов
- регистрация музея в общей системе (открытие перового зала)
- разработать проект системы мониторинга внедрения музейной педагогики в работу ДОУ
- определить перспективы развития партнерских связей ДОУ
Цель: практическая реализация Программы развития.
Задачи этапа:
- подготовить проектно-сметную документации для проведения работ
по обеспечению комплексной оснащенности технологии музейной
педагогики в ДОУ;
- мониторинг состояния системы образования в МБДОУ и определение дальнейших путей развития, внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущем этапе;
- апробация эффективных моделей реализации программы, проектов,
II этап – прак- под-проектов
тический
- преобразовать предметно-пространственную среду групп и группоСентябрь 2024 – вых участков
- провести корректировку программного обеспечения при необходиянварь 2028 гг.
мости
- завершить работу над системой мониторинга внедрения музейной педагогики в ДОУ, промежуточных результатов, экспертизы
реализации проектов;
- вести работу по дальнейшему расширению партнерских связей
Цель: мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в МБДОУ в период реализации Программы развития.
III этап –
Задачи этапа:
обобщающий
- провести анализ результатов реализации Программы развития,
– январь –
оценить её эффективность;
май 2028 год
- представить аналитические материалы на педсовете ДОУ, общем родительском собрании;
- определить новые перспективы развития МБДОУ.


7

Перечень проектов (подпроектов) и
основных мероприятий
(при наличии)

Система организации
контроля за
исполнением
программы

- проект Социальное партнерство»
- проект «Музей декоративно-прикладного искусства народов
Крыма»
- проект «Аллея воинской славы»
- проект «Мини-музей» (народной игрушки, красной книги Крыма)
- проект «Эколята – защитники природы»
- проект «Экскурсовод по городу Саки»
- проект «Туристические тропинки»
Система контроля предполагает:
на уровне ДОУ
1. Включение содержания программы в годовые планы
работы ДОУ, исполнение через контрольные мероприятия годового плана.
2. Вынесение вопросов по обсуждению результатов реализации Программы на рассмотрение педагогического
совета по итогам учебного года (в соответствии с этапами реализации программы)
3. Мониторинг усвоение Программного материала ежегодно в конце учебного года (педагогическая диагностика (наблюдение, беседы)
4. Определение качества профессиональной деятельности педагогических работников МБДОУ по теме: «Создание комплекса занятий и мероприятий по внедрению музейной педагогики» посредством оценки проведенных мероприятий на каждом этапе;
5. Выявление степени удовлетворенности родителей воспитанников (анкетирование)
На муниципальном уровне
1. Представление поэтапных результатов реализации Программы в рамках городских методических мероприятий
(по запросу)

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреНаименование
учреждения:
ждение «Детский сад № 4 «Аленушка» города Саки Республики
Крым
Сокращенное наименование: МБДОУ Детский сад № 4 «Аленушка»
Учредитель: муниципальное образование городской округ Саки
Учредитель:
Республики Крым
Данилова Нина Павловна
Руководитель
учреждения:
Юридический ад- 296505, Российская Федерация, Республика Крым, город Саки,
улица Прохорова дом 4.
рес:
Фактический ад- 296505, Российская Федерация, Республика Крым, город Саки,
улица Прохорова дом 4.
рес
+7(36563)2-36-92
Телефон:
Адрес электрон- E-mail: sadik_alenuschka4-saky@crimeaedu.ru
ной почты

8

Сайт МБДОУ
Официальная
страница
ДОУ
ВКонтакте
Режим
работы
МБДОУ
Дата
основания
МБДОУ
Единый государственный реестр
юридических лиц
Лицензия
на
право ведения образовательной деятельности
Свидетельство о
постановке
на
учет Российской
организации
в
налоговом органе
Проектная мощность
Образовательное
пространство

Akenuschka4-saki.tvoysadik.ru

10,5 часовым пребыванием детей с 7.45 до 18.15 часов, пятидневная рабочая неделя, исключая выходные и праздничные дни
1973
03.01.2015 серия 91 №000023894
Выдана 17 января 2019 г. №1455
Серия 82Л01 №0001557
03.01.2015 серия 91 №000023895

140 воспитанников

- 6 групповых помещений, которые состоят из раздевалки, групповой комнаты, спальной комнаты, туалетной комнаты
- музыкально-спортивный зал
- кабинеты: заведующей, методический, заведующего хозяйством
- медицинский блок: кабинет врача, процедурный кабинет
- хозяйственный блок: пищеблок, прачечная, гладильная, склады
- 6 прогулочных участков, цветочные клумбы, кустарники
- образовательное пространство в помещениях общего назначения
ДОУ: мини музей «Декоративно-прикладное искусства народов
Крыма», тематические выставки рисунков «Мир глазами детей»
Кадровый потен- Сведения о педагогических кадрах:
Воспитатели: 10 человек
циал
Музыкальный руководитель: 1 человек
Учитель-логопед: 1 человек
Образовательный ценз:
- высшее профессиональное образование 6 человек (50%)
- средне-специальное: 6 человек (50%)
Квалификационная категория:
- Высшая квалификационная категория: 3 человека (25%)
- без категории 9 человек (75%)
Педагогический стаж
До 5 лет – 2 человека (17%)
От 5 до 10 лет – 2 человека (17%)
От 10 до 15 лет – 1 человек (8%)
От 15 до 20 лет – 2 человека (17%)
Более 20 лет -5 человек (42%)
Повышение квалификации: проходи своевременно по графику,
на момент составления программы развития 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации.

9

Статус МБДОУ

тип – дошкольное образовательное учреждение;
вид – общеразвивающее, комбинированное;

Исторические дан- Переименован ДУЗ в ДОУ….
ные
Связь с социумом Коллектив МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» тесно сотрудничает с:
- Музей краеведения и истории грязелечения г. Саки
- Городская библиотека им. Н.В Гоголя
Содержание
доОтметка о
Педагогов, рабошкольного образоналичии
Название
тающие по прования и воспитапособий в
образовательной программы
грамме
тельные
проДОУ
граммы
Федеральные образовательные программы

- Федеральная образовательная
программа дошкольного образо- +
вания.
Парциальные программы
Развитие речи детей под ред. О.С.
+
Ушаковой.
Радынова О.В. «Музыкальные ше+
девры»

Педагоги дошкольных групп

Педагоги дошкольных групп
Музыкальный руководитель

+

Педагоги дошкольных групп

+

Педагоги дошкольных групп

+

Педагоги дошкольных групп

Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

+

Педагоги дошкольных групп

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», Банк России

+

Старшая, подготовительная
группы

Парциальная общеобразовательная
программа дошкольного образования
«От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки
обучения грамоте»
Колесникова Е.В.

+

Педагоги дошкольных групп

Лыкова И.А. «Цветные ладошки»
Региональная парциальная программа
по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в
Республике Крым «Крымский веночек»
Автор-составитель: Л.Г. Мухоморина,
Э.Ф. Кемелева, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистова.
Парциальная программа «Юный эколог»
С.Н. Николаева

10

Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Веселый рюкзачек»

+

Педагоги старших дошкольных
групп

+

Педагоги всех
групп

+

Педагоги дошкольных групп

+

Педагоги дошкольных групп

Образовательные программы

- Образовательная программа
МБДОУ «Детский сад № 4
«Аленушка»
Адаптированная образовательная программа
Программа работы с одаренными детьми

2.1. Проблемно-ориентировочный анализ, описание ключевых проблем, на решение
которых направлена Программа)
В современное время в дошкольном образовании идут интенсивные изменения, связанные с созданием единого образовательного пространства, обновление педагогического
процесса. Практически в каждой дошкольной организации происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением федеральной программы дошкольного образования,
технологий, получение нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательной деятельности, ориентированной на объединение воспитания и обучения на основе
усвоения норм и правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе, правил, норм в интересах человека, семьи, общества. Для формирования основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и
стране в целом.
МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» находится в северной части города, в значительном отдалении от центра и сосредоточения культурных центров: музей, библиотека, памятники, что составляет некоторую проблему их посещения.
Образовательные учреждения, центры культурного развития нашего города имеют
некоторый опыт по духовно - нравственному воспитанию детей, что дает определенные возможность для создания условий развития личности путем включения в многообразную деятельность музейной педагогики. Задачи, поставленные государством перед образованием
обусловливают выбор МБДОУ внедрения технологии музейной педагогики в воспитательно-образовательное пространство сада.
Предметно- пространственная среда МБДОУ частично соответствует требованиям
ФГОС ДО, но требует значительного пополнения и обновления в плане духовно-нравственного развития дошкольников, а именно развитие патриотических чувств, исторической принадлежности к стране. Внедрение в учебно-воспитательный процесс Региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» как вариативной формы работы позволяет
широко использовать методы и приемы , нацеленные на формирование у личности черт,

11

позволяющих стать полноценным участником общественной жизни, что способствует социализации всех участников процесса.
Проводимые в современных условиях мероприятия в области социально-коммуникативного развития дошкольников подтверждают наличие проблем в обществе:
- низкая гражданская активность и сознательность подрастающего поколения;
- недостаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах современных национальных и исторических ценностей гражданина российского государства;
- устаревшие формы проведения педагогических мероприятий, низкая вовлеченность
родителей и детей;
- отсутствие достаточных разработок, демонстрационного, оформительского и методического материалов, уголков, мобильности используемых материалов;
- низкий познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Анализ социального паспорта семей воспитанников показал, что большинство родителей
являются работниками сферы обслуживания, образования, мед обслуживания, санаторнокурортной сферы. Но выявлена потребность родителей в передаче опыта семейного воспитания преемственности поколений.
Профессиональная компетентность педагогических работников:
МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» укомплектован кадрами на 100%, все педагоги
имеют соответствующее образование:

Педагогический стаж

19-20
0
0

До 5 лет

5-10 лет

2 чел
16.6%

2 чел
16.6%
21-30

31-40

1
8%

2
17%

10-15 лет

15-20 лет

1 чел
2 чел
8%
16,6%
Возрастной ценз
41-50
51-60
61-70 70 и более

2
6
1
17%
50%
8%
Образовательный ценз
Средне-специальное
6 чел
50%
Квалификация педагогов
Без категории (СЗД, специалист)
1 категория
9 чел
75%

Награды
Ведомственные награды
1 чел
Грамоты:
Год выдачи
3 чел
/ФИО
Отдел образования
2022
Крыма

0 чел
0%

Более 20
лет
5 чел
42%

0
0
Высшее
6чел
50%
Высшая
категория
3 чел
25%
8%
25%

12

РФ
Всего педагогов:

Из них совместители:
12 (100%)
1 (8,3%)
Необходимо обучение педагогов по вопросам внедрения музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Комплектование групп: возраст детей: от 1,6 до 7 (8) лет
количество групп – 6
№

Название группы

группы

Статус,
возрастная категория,

Количество детей

№ 76

«Игрушка»

2 группа раннего возраста

19 дет.

№ 72

«Теремок»

2 младшая группа

15 дет.

№ 74

«Ласточка»

средняя группа

24 реб.

№ 73

«Жемчужина»

старшая группа (комбинированная)

24 дет.

№ 71

«Сказка»

подготовительная к школе группа

27 дет.

№ 75

«Солнышко»

подготовительная к школе группа

17 дет.

Подходы к диагностике результатов воспитательно-образовательного процесса
Анализ качества реализации воспитательно-образовательного процесса
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на
изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, своевременно вносить изменения
в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
На протяжении нескольких лет усвоение программы проходит на уровне 94%
- успешное освоение программного материала у 57% детей;
- результаты освоения программы являются достаточными у 36% детей
- освоение программы затруднено у 6% детей, необходима индивидуальная работа в
летний оздоровительный период
Анализ состояния здоровья, физического состояния воспитанников и медицинского сопровождения образовательного процесса.
В комплексе оздоровления проводятся лечебно-профилактические мероприятия по
предупреждению распространения заболеваний ОРВИ и гриппа: осуществляется контроль
за физическим состоянием детей, закаливающие процедуры, прогулки, утренняя гимнастика, физкультурные занятия 3 раза в неделю (один раз на открытом воздухе), обязательно
соблюдается в группах температурный режим, влажная уборка два раза в день, проветривание, проводятся профилактические прививки, ежедневное свежее полноценное, калорийное питание, проведение С витаминизации третьего блюда.

13

Одной из важнейших задач деятельности нашего МБДОУ является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития, воспитания потребности в здоровом образе жизни. Педагоги используют в своей работе разнообразные закаливающие методы и приемы. Регулярно проводят утреннюю гимнастику, непрерывно-образовательную деятельность по физическому развитию. В течение года проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, длительные пешие переходы. Проводится санитарнопросветительская работа с родителями.
Оздоровительная работа осуществляется по следующим направлениям:
- Соблюдение режима дня
- Учет гигиенических требований
- Утренняя гимнастика
- Воздушно-оздоровительная гимнастика после сна
- Выполнение двигательного режима в группе и на прогулке
- Закаливающие мероприятия.
№
п/п

Показатели

2020-2021
140
2.017
(10.2%)

Учебный год
2021-2022
2022-2023
134
131
1,5
1,9
(7,2%)
(9%)

Кол–во детей в ДОУ
Детодней по болезни на 1
2
ребенка в %
Случаев травматизма в
3
0
ДОУ
Заболеваемость
детей
4
282,2
(случаи)
5
1 группа здоровья
91
6
2 группа здоровья
46
7
3 группа здоровья
3
8
4 группа здоровья
1
9
ЧДБ
5
Хронические заболева10
ния
Врожденные заболева11
2
ния
12
Пищевые отравления
Выводы: наблюдается снижение заболеваемости детей.
1

0

0

209

362

95
35
3
1
10

104
23
5
1
9

-

-

4

3

-

-

Исходя из таблицы 3 видно, что большинство воспитанников имеют 1-ю группу здоровья (104), снизилось количество детей со 2 группой здоровья (23), незначительное снижение количества часто болеющих детей (9). Оздоровительная работа остается первостепенной
задачей МБДОУ. Острые инфекции острых дыхательных путей в межотопительный период.
Актуальное состояние обеспеченности ДОУ педагогическими кадрами.
Специалисты – 12 человек (100%).
Соотношение воспитанников, приходящихся на 1 взрослого:
− воспитанник/педагоги – 11,8:1;
Соотношение: воспитанники/все сотрудники – 4,0:1
Актуальное состояние взаимодействия с общественными организациями и семьями воспитанников
Социальная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса дет
ского сада. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей вос



14

питанников, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов, а
также налаживание межведомственных связей с учреждениями образования и куль
туры.
Педагогами МБДОУ используются различные формы работы с родителями:
- родительские собрания,
- пропаганда психолого-педагогического сопровождения воспитательно - образовательного процесса посредством различных ресурсов (консультации устные и наглядные, родительские чаты, сайт МБДОУ)
- проведение совместных с родителями мероприятий, в которых родители сами становились участниками спортивных конкурсов, соревнований, актёрами театрализованных представлений, помощниками в благоустройстве групповых комнат и территории
детского сада.
Анализ состояния этой работы выявил ограниченность сетевого взаимодействия
ДОО с другими социальными институтами. Социальными партнёрами выступают учре
ждения, находящиеся в одном микрорайоне с детским садом. Благодаря взаимодействию
с ними жизнь воспитанников детского сада и всех участников образовательных отноше
ний становится насыщенной, яркой и необычной.
Основными социальными партнёрами МБДОУ являются:
- МБОУ «Сакская гимназия № 1»
- МБОУ «Школа-лицей»
- ГБУЗ РК «Сакская районная больница»
- Музей истории грязелечения г. Саки
- Городская библиотека им Н.В. Гоголя
- ГИББД
- Пожарная охрана
Деятельность дошкольной организации освещается на сайте МБДОУ, в социальной
сети ВКонтакте.
Анализ имеющихся в распоряжении ДОУ материально-технических и финансовых ресурсов:
- МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» обеспечен современным игровым и учебным оборудованием. Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада. Библиотечный фонд представлен методической литературой
по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется
банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с обязательной частью ООП.
Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для реализации образовательных программ. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов.
Информационное обеспечение МБДОУ:
− информационно-телекоммуникационное оборудование позволяет работать с текстовыми редакторами, интернет - ресурсами, фото и видеоматериалами, графическими редакторами:
ноутбуки – 12, компьютер – 1 (имеют подключение к сети «Интернет»), программное
обеспечение ноутбуков лицензированное;

15

МФУ – 5,
видео-проектор - 3.
печатные устройства - 5,
съемные флеш-носители по количеству специалистов
ламинатор -1 ,
брошюратор – 1.
В системе проводится закупка необходимого инвентаря и оборудования для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Музыкальный зал в распоряжении имеет электропианино, обновленные шкафы для
методических пособий и спортивного инвентаря, праздничные фоны для утренников по темам «Весна», «Зима», «Осень», сменяемое тематическое оформление стен и окон.
Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям.
В детском саду сложились определенные традиции:
- Проведение праздников в соответствии с календарем
- Театральный фестиваль «В гостях у сказки»
- Спортивные праздники и развлечения
- Акции
- Выставки рисунков и работ

КОНЦЕПЦИЯ
(концептуальный проект)
желаемого будущего состояния МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка»
как системы
В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса. В каждой дошкольной организации происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ, технологий, получение нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательной деятельности, ориентированной на объединение воспитания и обучения на основе социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил, норм в интересах человека, семьи, общества.
Основной концептуальной идеей реализации воспитательно-образовательной работы является создание педагогической системы, отвечающей современным требованиям
воспитания и развития ребенка, формирование активной личности, способной реализовать и
проявлять свой внутренний потенциал в современном мире, способного активно мыслить и
действовать.
Необходимо создать систему обучения и воспитания ребёнка дошкольного возраста
как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной
идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами. Перестроить сознание на создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. В этом ключе тесно
связанным с динамикой развития общества, стремительно реагирующим на изменения в духовных потребностях разных слоев населения, максимально открытым и доступным всем
социальным и возрастным группам, является музей.
Цель программы – реализация современной технологии музейной педагогики, актуальных, перспективных прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа: разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства на основе духовно16

нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Концепция желаемого будущего:
для ДОУ и педагогов
- Создать комплекс условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей
посредством внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационной технологии музейной педагогики в рамках использования возможностей не только групповых помещений,
но и помещений здания и игровых площадок
- Создать модель образовательной деятельности, обогатить предметно-развивающую
среду ДОУ, определить моральные и эстетические ценности
- Создать условия для повышения профессионализма педагогов и вопросах музейной
педагогики
- Создать вариативную систему обучения и взаимообучения команд и отдельных специалистов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
- Расширить деловые связи МБДОУ с предприятиями социального окружения по
обеспечению духовно-нравственного развития личности дошкольника
- Разработать пакет методических материалов, систему планирования воспитательнообразовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию, познавательной деятельности, речевому и эмоциональному развитию дошкольников
- Совершенствовать единое образовательное пространство на основе использования
информационно-коммуникативных технологий в формировании проектно-исследовательских умений и навыков у дошкольников
Конечная цель - усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе
Новизна данной компетенции: формирование у ребенка основ гражданственности и
патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом;
Модель выпускника ДОУ включает в себя компоненты:
Младший дошкольный возраст (3-4 года). Содержание направлено на овладение элементарными нормами и правилами поведения, связанными с эмоциональным состоянием
близких, сверстников и взрослых, на дружелюбное отношение к другим. На проявление интереса к миру, к себе, окружающему миру, родному городу, его достопримечательностям и
традициям.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Содержание направлено на выполнение правил общения со сверстниками, взрослыми, выработку внимания к высказываемому мнению
другого человека, стремление к общению со сверстниками, стремлению к самовыражению.
К развитию умения рассказывать о предмете, его назначении и особенностях. Проявлению
интереса к познавательной и поисково-исследовательской деятельности, обмену информацией.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Содержание работы направлено на проявление духовно-нравственных качеств и основ патриотизма в процессе создания мини-музеев,
изучения экспонатов, участия в традиционных народных и государственных праздниках. Ориентировка на самостоятельное выполнение правил общения со сверстниками, взрослыми, проявление стремления к самовыражению в деятельности, проявлению инициативности, любознательности. Поддреживается познавательный интерес к своей улице, району города, городу, Республике, стране. Раскрываются особенности музыки, художественно-творческие особенности разных народов.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Содержание работы направлено на проявление нравственно-волевых качеств и основ патриотизма в ходе учебно-воспитательного
процесса и в повседневной жизни в ходе ознакомления с достижениями российского народа.
Овладение ребенком средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми,
сверстниками, способность понимать и учитывать интересы и чувства других, договари-

17

ваться и дружить. Поддерживается стремление ребенка заниматься социально-значимой деятельностью, овладение речью как средством коммуникации. Углубляются знания семейных
традиций; общественных праздников и традиции, расширяется представление о национальнокультурных ценностях, государстве и принадлежности к нему, с удовольствием принимает участие в праздниках. Всем дается представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества, представление о многообразии стран и
народов мира. На восприятие и понимание произведений различных видов искусства, предпочтение
в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности.

Программа развития дает возможность решать следующие задачи:

- приобщить детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- создать условия для формирования ценностного отношения к окружающему миру,
становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построить (структурировать) содержание образовательной деятельности на основе
учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей детей, их инициативность, самостоятельность и ответственность;
- обеспечить психолого-педагогической поддержкой семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития,
охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
- активизировать роли музея в патриотическом и нравственно- эмоциональном, речевом
воспитании подрастающего поколения;
- работать в тесном сотрудничестве с детскими образовательными учреждениями муниципалитета;
- создать у ребенка целостные представления об окружающем мире в процессе общения
с памятниками истории и культуры;
- сохранять и развивать чувства гордости за свою Родину, за свой народ;
- формировать желание стать частью истории своего народа, с интересом рассказывать
о ней;
- создать условия для творческого общения и сотрудничества с разными
Стратегия и тактика
перехода МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» в новое состояние: основные
направления, этапы, задачи осуществления инноваций
генеральная цель инновации: оптимизировать управленческие и обеспечивающие
процессы в ДОУ для повышения качества образования, направленного на индивидуализацию развития воспитанников, а также создание модели воспитания гражданина Российской
Федерации.
Задачи:
- стабилизировать достигнутый уровень образовательного процесса по развитию у дошкольников базовых ценностей российского народа посредством развития музейной педагогики в ДОУ, совершенствования материально-технических, кадровых и организационнометодических условий;
- повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей и их мотивации взаимодействия с ДОУ на основе включения в совместную деятельность по созданию тематических выставок мини-музеев, по проектной деятельности МБДОУ
18

- повысить качество образовательного процесса посредством создания поисково-исследовательской познавательной среды музейной педагогики.
Ожидаемые результаты:
- стабильный уровень образовательного процесса по развитию духовно-нравственных
базовых ценностей российского народа;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей , создание
единого образовательного пространства «Инновационный современный музей декоративно-прикладного искусства народов Крыма», мини-музеев;
- рост познавательной активности, поисково-исследовательской деятельности, речевого и интеллектуального развития дошкольников при поступлении в школу;
- рост компетентности педагогов по использованию музейной педагогики во всех возрастных категориях дошкольников
- создание видеоматериалов патриотического воспитания.
СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы, мероприятия

Форма

Ответственный

2023

2024 2025 2026 2027

1. ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
1.1

Самоанализ деятельности МБДОУ за 5 лет.
Обсуждение создавшихся условий, затруднений, задач

1.2.

Информирование отдела образования администрации города Саки
о проблемах учреждения
Создание условий для
формирования профессиональной компетентности педагогических
работников в вопросах
внедрения музейной педагогики

1.3 

1.4

Анализ эффективности
реализуемых программ,
выбор доп. программ.

1.5

Проведение обновления
нормативно-правовой
базы для эффективной
организации работы

1.6.

Регистрация музея
МБДОУ «Детский сад
№ 4 «Аленушка» в

Самоанализ
деятельности
ДОУ, протоколы заседаний совета
учреждения
Ходатайства,
отчеты

Совет
учреждения

*

Заведующая

*

Обучение,
сертификаты,
удостоверения

Заведующая,
старший
воспитатель

Изменения и
дополнения к
образовательной программе дошкольного
образования
МБДОУ
Мебель, экспонаты, выставки.

Заведующая,
старший
воспитатель

*

*

*

*

*

Старший
воспитатель,
специалисты
Заведующая,
старший

*

*

*

*

*

Паспорт музея

*

19

1.8

1.9

электронном Портале
школьных музеев с 11
по 22 сентября
Внедрение и распространение опыта лучших практик музейной
педагогики

Создание клуба «Я
люблю и знаю историю
страны»

воспитатель
Участие в
выставках,
конференциях, фестивалях
Организация
сотрудничества, совместные
праздники,
развлечения,
выставки,
сбор и изучение материалов музея

Заведующая,
старший
воспитатель,
специалисты
Старший
воспитатель,
специалисты

*

*

*

*

*

*

*

*

*

2. ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
2.1. Внедрение музейной педагогики

2.1.1

Создание и работа выставки музея и
мини-музеев в группах

2.1.1.1

Сбор экспонатов
народно-прикладного
искусства России

2.1.1.2

Создание мини-музеев в
групповых помещениях
Создание аллеи славы
Обновление и пополнение патриотических
уголков

2.1.1.3

2.1.1.4
2.1.2.
2.1.2.1

2.1.2.2
2.1.2.3

2.1.3.
2.1.3.1
2.1.3.2
2.1.3.3
2.1.3.4
2.1.3.5
2.1.3.6
2.1.3.7

Старший
воспитатель,
специалисты,
родители

Старший
воспитатель,
специалисты,
родители

Создание мини-музеев в групповых помещениях
Создание мини-музей
деревянной игрушки
Создание
Создание мини-музей
хлеба
Создание мини-музея
«Дары сакского озера»
Создание мини-музея
тканей
Создание мини-музея
глиняных изделий
Проведение дифференцированных закупок игрового оборудования

*

2024 2025 2026 2027
*

*

*

*

Заведующая, заведующий хозяйством

2023

*

*

*
*

*

Создание единого проекта «Музей это
интересно»
Создание уголка декоративно-прикладных
промыслов
Создание славы
Создание Красная книга
Крыма

2023

*

2024 2025 2026 2027

*

*
*

2023
*

*
*

2024 2025 2026 2027
*

*

*
*

*

*

*

*

*
*

*
*

*

*

20

2.1.3.7

2.1.3.8

2.1.3.9

2.1.3.10

2.1.3.11

2.1.3.12

2.1.3.13

2.1.3.14

2.1.3.15

2.1.3.16
2.1.3.17

игровых площадок
групп
Создание выставки достопримечательностей
Крыма
Взаимодействие с садами города по любимым уголкам родного
города и страны
Взаимодействие с детскими садами г. Тамбов, г. Уфа и др. городов России «Путешествие по историческим
местам»
Развитие дополнительного образования со
старшими дошкольниками
Оборудование на территории ДОУ уголка
народных символов
России
Создание на уровне города сети дистанционного взаимодействия
между музеями учреждений города
Создание видео картотеки достопримечательностей города
Взаимодействие с садами города по дистанционному ознакомлению с достопримечательностями районов
города
Взаимодействие с садами Крыма по распространению опыта музейной педагогики
Оборудование спортплощадки, уголка
народных символов

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*
*

*

Проектносметная документация,
конкурентная
закупка товара и услуги

2.2. Переход на применение новых образовательных технологий в работе

с детьми.
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для
детей

2.2.1

Оснащение педагогического процесса
групп раннего возраста

2023

2024 2025 2026 2027

21

2.2.1.1

2.2.1.2

Методические, дидактические пособия, раздаточный и демонстрационный материал в соответствии темой минимузея деревянной игрушки
и методическими потребностями программы, особенностями
возраста, методическая
литература:

- деревянные Заведуюигрушки
щая,
- стеллаж для старший
мини-музея
воспита- игры для
тель, засенсорного
ведуюразвития
щий хо(шнуровки,
зяйством
замочки,
бизиборды,
игрушки-сортеры (вкладыши)
- игрушки –
побудители
движений
(каталочки)
- стол для
воды и песка
(для 2 групп)
- конструктор деревянный, пластмассовый
- уголок природы
Развитие материально технической базы игровых площадок для детей раннего возраста
Установка забора
Заведующая,
Обновление игрового
Песочница с
старший
оборудования
крышкой (2
воспиташт.),
тель, заПриобретение детских
лабиринт
ведуюигровых комплексов –
щий
хопобудителей движений.
зяйством
Приобретение оборудо- Ролевой дования для развития ромик
левой игры
Приобретение спортив- СК «Жираф»
ного комплекса
(2 шт)

2.2.2

Модернизация педагогического процесса
групп младшего дошкольного возраста
(2 младшая группа)

2.2.2.1

Создание мини-музеев
«Матрешек», «Хлеба»

Приобретение стеллажей, материалов для музеев

Оснащение образовательного пространства
методическими и дидактическими пособиями по музейной педагогике, раздаточным и
демонстрационным материалом в соответствии с темой группового мини-музея,

Подборка
игр, создание
игр своими
руками,

Ст. воспитатель,
воспитатели
группы
Заведующая,
старший
воспитатель,
воспитатели

*

*
*
*
*
*

*
*

2023

2024

2025

2026

2027

*
*
*
*
*

2023

*

2024 2025 2026 2027

*

*

*

*

*

*

*
*

22

Создание картотеки игр
Создание комплекта серии занятий по темам
музейной
педагогики
детей младшего дошкольного возраста
Выпуск методических
рекомендаций по внедрению музейной педагогики в группах младшего возраста
2.2.2.2

2.2.3

2.2.3.1

Создание методического
сборника

*

Создание
сборника занятий

Развитие материально технической базы игровых площадок для детей младшего дошкольного
возраста
Установка МАФа
Матрешка,
Заведуюберезка, гарщая,
мошка
старший
воспитаОбновление игрового
Приобрететель, заоборудования созданние стелведуюного своими руками
лажа, приоб«Магазин хлебных изретение игру- щий хозяйством
делий
шек, матрешек разных
росписей
Приобретение детских
качели
игровых комплексов –
побудителей движений.
Приобретение оборудо- Ролевой дования для развития ромик (2 шт)
левой игры
Приобретение спортив- СК «по теме
ного комплекса
народной
сказки

Оснащение педагогического процесса
групп младшего дошкольного возраста
(средняя группа)
Оснащение образовательного пространства
группы методическими
и дидактическими пособиями, раздаточным и
демонстрационным материалом в соответствии с темой мини-музея «Дары сакского
озера»

Приобретение стеллажа, продукции сакского озера,
Обучение вести экскурсию по минимузею педагогами,
детьми, родителями для
детей своей
группы, для
детей других
групп,
Запись рассказа об отдельных экспонатах для

Заведующая,
старший
воспитатель, заведующий хозяйством

2023

2024

2025

*

*

2026

2027

*
*

*
*
*

2023

2024 2025 2026 2027

*

*

*
*

*

*

23

детей других
садов
Для музеев
города
Приобретение ТСО,
электронно-цифрового
дидактического контента

2.2.3.2

2.2.4.

2.2.4.1.

Высвобождение пространства для игровой
деятельности.
Развитие материально технической базы игровых площадок
для детей младшего дошкольного возраста (средняя группа)
Установка МАФа
Заведующая,
Обновление игрового
Доска для ристарший
оборудования создансования мевоспитаного своими руками
лом
тель, за«Магазин хлебных изведуюделий
щий
хоПриобретение детских
ДИК
зяйством
игровых комплексов –
побудителей движений.
Приобретение оборудо- Ролевой дования для развития ромик
левой игры
Приобретение спортивного комплекса
Оснащение образоваЗаведуютельного процесса мещая,
тодическими и дидактистарший
ческими пособиями,
воспитараздаточным и демонтель, застрационным материаведуюлом по патриотичещий хоскому воспитанию по
зяйством
запросу педагогов
Развитие материально технической базы игровых площадок
для детей младшего дошкольного возраста
(средняя группа)
Обновление игрового
оборудования

Приобретение детских
игровых комплексов –
побудителей движений.
Приобретение оборудования для развития ролевой игры

2.2.5

- проектор
- экран
- электронно-цифровые развивающие игры
- кроватьтрансформер

*

2023

2024

*

*

*

2025

2026

2027

*
*

*
*
2023
*

2024 2025 2026 2027

*
*

2023

Песочница с
крышкой
(1шт.), Стол
со скамейками (1 шт)
Доска для рисования мелом
ДИК

2024 2025 2026 2027

*
*
*

*

Ролевой домик

*

2023

2024 2025 2026 2027

24

Оснащение педагогического процесса
групп старшего дошкольного возраста
(подготовительная к школе группа)
2.2.5.1

Приобретение методических и дидактических
пособий, раздаточного
и демонстрационного
материала в соответствии с используемой
технологией музейной
педагогики:

Приобретение ТСО,
электронно-цифрового
дидактического контента,
Фотоаппарата для

2.2.5.2

- дымковские
игрушки
- гжельские
игрушки
- хохломская
роспись
- берестяная
посуда
- матрешки
- глину для
лепки

Заведующая,
старший
воспитатель, заведующий хозяйством

*
*
*
*
*
*

*
*

2023

2.2.6.1

2025

2026

2027

*

*
*

*

Оснащение педагогического процесса
музыкально-спортивного зала
Изготовление игр и демонстрационного материала в соответствии с
используемой технологией «Музейной педагогики

2024

*

Приобретение городка
ПДД

2.2.6.

*

*

- интерак-

тивная панель
- электронно-цифровые развисъемки
вающие игры
- обучающий
контент по
различным
разделам
программы
Развитие материально технической базы игровых площадок для детей старшего дошкольного
возраста (подготовительная к школе группа)
Установка фотозоны
звезда
Обновление игрового
Песочница с
оборудования
крышкой
(1шт.), Стол
со скамейками (1 шт)
Доска для рисования мелом
Приобретение детских
ДИК
игровых комплексов –
побудителей движений.
Приобретение оборудо- Метеоплования для исследоващадка
тельской деятельности

*

- изготовление и приобретение шумовых инструментов;

2023
*

2024 2025 2026 2027
*

*

*

25

- приобретение музыкальных игрушек

*

*

- фона к тематическим
праздникам;
Обновление
спортивного оборудования для
утренней гимнастики,
подвижных игр

2.2.7

гири, шары,
мячи

*

Оснащение педагогического процесса
кабинета учителя - логопеда

2.2.7.1

Оборудование рабочего
места учителя-логопеда

Уголок логопеда

2.2.8

Совершенствование методической работы

2.2.8.1

Развитие условий для
участия специалистов в
конкурсах педагогического мастерства и участия детей в различных
детских конкурсах

Конкурсы,
фестивали и
пр.

2.2.8.2

Совершенствование системы планирования образовательного процесса в МБДОУ.

2.2.8.3

Планирование работы
по расширению партнерских связей ДОУ
Внедрение в практику
работы дистанционного
ведения экскурсий по
мини-музею и достопримечательностям города

Сформированное годовое планирование для
разных возрастных
групп с набором дидактического материала
Договоры,
планы мероприятий
Планы мероприятий

2.2.8.4

2.2.8.5
2.2.8.6

2.2.8.7

2.2.8.8

Адаптация молодых
специалистов, обучение
применению используемых технологий
Развитие условий для
распространения педагогического опыта
МБДОУ
Участие в мониторингах различного уровня

2023

*

*

*

Старший
воспитатель,
специалисты

Наставничество
Сотрудничество с педагогическими
изданиями

*

2024 2025 2026 2027

Заведующая, завхоз

2023

*

*

*

2024 2025 2026 2027
*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*
*

*
*

*
*

*
*

*

*

*

*

*

*

*

*

2026

2027

2.3. Совершенствование системы управления в ДОУ
2023

2024

2025

26

2.3.1.

2.3.2.

2.3.3

Автоматизация процесса составления меню
и учета продуктов питания
Обучение на курсах по
созданию видеоматериалов о музее
Создание и опробация
карт контроля по развитию музейной педагогики

Закупка программы «Вижен –софт»

Развитие партнерских
связей с музеем истории грязелечения г.
Саки, участие в выставках музея. Привлечение
работников музея к обучению ведения экскурсии, сбору и оформлению документации.
Регистрация музея
Развитие партнерских
связей с ДОУ города
Саки
Развитие партнерских
связей с городами России
Сотрудничество с
ГИБДД

Договор,
план мероприятий

Заведующая, завхоз, медсестра
Старший
воспитатель
Старший
воспитатель

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

2.4. Развитие партнерских связей и устойчивого взаимодействия с социальными партнерами
2.4.1

2.4.2
2.4.3.

2.4.4.

2.4.3

2.4.4.
2.4.5.

2.4.6.

Сотрудничество с газетой «Слово города»
Сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних

Взаимодействие с городским советом и администрацией города
Саки по развитию условий для полноценного
оздоровления дошкольников в летний оздоровительный период
Сотрудничество с пожарной частью

сентябрь
сентябрь

Заведующая,
старший
воспитатель

2023

2024

2025

2026

2027

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

2026

2027

*

октябрь
проведение
бесед, тематических
дней, экскурсий
Публикации
в газету
Своевременное информирование о
неблагополучных семьях
Проект инициативы

*

проведение
бесед, тематических
дней, экскурсий

*

*

2.5. Корректировка 2 этапа работы Программы

2.5.1

Оформление приложений

2023

2024

2025

3. ЭТАП - ОБОБЩАЮЩИЙ
27

3.1

3.2

3.3

Обобщение результатов,
выявление
проблем,
определение перспектив
развития МБДОУ. Анализ полученных результатов, оценка эффективности Программы
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала ДОУ и перспектив развития с опорой на внешнее окружение,
аналитическая
оценка качественных и
количественных изменений, произошедших в
МБДОУ
Создание оптимального
сценария развития и
корректировка деятельности

Аналитические материалы Материалы Мониторинга работы
МБДОУ
SWOT –
АНАЛИЗ
оценки потенциала развития
МБДОУ

Проект Программы развития
МБДОУ
«Детский сад
№ 4 «Аленушка» на
2029 – 2034 г
г.

Заведующая,
старший
воспитатель,
завхоз,
медсестра

*

*

*

*

*

Организация сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах сопровождения музейной педагогики
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители (законные представители) воспитанников. Поэтому коллектив МБДОУ «Детский сад
№ 4 «Аленушка» пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями (законными представителями), взаимопонимание и сотрудничество.
Социологическая характеристика семей воспитанников:
• 30 семей - многодетные; • 46 семей - неполные.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Большое внимание педагогический коллектив ДОУ уделяет взаимодействию с семьями воспитанников. Участие родителей в жизни детского сада, их заинтересованность ходом
образовательного процесса за последние годы заметно возросло. Считаем, что этому способствовала работа официального сайта учреждения, проектная деятельность, мастер -классы,
игровые практикумы и другие открытые мероприятия, проведенные для родителей (законных представителей) и совместно с родителями (законными представителями).
Систематически использовался метод анкетирования родителей (законных представителей), что позволило лучше изучить мнение родителей (законных представителей) о
ДОУ, своевременно реагировать на запросы и пожелания, предоставлять необходимую информацию. Цель дошкольного образовательного учреждения при взаимодействии с семьей
мы видим в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь
со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных
навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия. Детский сад выступает в роли
активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «дет-

28

ский сад - семья - социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Система работы ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников
включает 3 блока:
Блоки
Информационный

Диагностический

Совместная деятельность

Задачи
1. Пропаганда приоритетного направления работы
ДОУ.
2. Повышение педагогической культуры родителей
(законных представителей)
воспитанников
1. Выявление мнения родителей (законных представителей) воспитанников о работе ДОУ.
2. Выявление уровня педагогической просвещенности
родителей (законных представителей) воспитанников
1. Привлечение родителей
(законных представителей)
воспитанников к активному
участию в образовательном
процессе. 2. Эмоциональное
и психологическое сближение взрослого и ребенка

Формы работы
1. Оформление информационных стендов.
2. Фотостенды.
3. Папки-передвижки

1. Анкетирование.
2. Родительские собрания.
3. Беседы.

1. Дни открытых дверей.
2. Участие в проектной деятельности.
3. Театрализованные представления в летнем театре и
театральной гостиной, совместные праздники. 4. Выставки детского и родительского творчества. 5. Дни здоровья

При взаимодействии с семьей дошкольное образовательное учреждение использует
свои наработанные методы и приемы, адекватные поставленным задачам.
В своей деятельности мы сочетаем традиционные методы и приемы работы с семьей
(родительские собрания, консультации, папки-передвижки, спортивные мероприятия, информационные стенды, совместные праздники и т.п.) и нетрадиционные.
Консультирование родителей (законных представителей) осуществляется в соответствии с планом работы группы и по запросам родителей (законных представителей). Консультирование осуществляют: • заведующая ДОУ; • старший воспитатель; • учитель-логопед;
• музыкальный руководитель; • воспитатели; • старшая медицинская сестра.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) посредством ИКТ - технологии позволили нам изменить условия взаимодействия педагога с родителями (законными представителями). Проведение педагогических мероприятий (родительских собраний,
консультаций, тренингов и т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал
красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает
возможность их проиллюстрировать.
Нами используются:

29

• мультимедиа - презентации (содержат текстовые материалы, фотографии, рисунки,
слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию);
• подборка видеозарисовок о повседневной жизни детского сада и ее воспитанников
(позволяет увидеть ребенка вне дома);
• мини-фильмы с целью введения родителей в проблему тематических консультаций;
• обучающие фильмы с целью формирования представлений о предмете консультирования (они могут носить обучающий и тематический характер, а также это может быть подборка видеозарисовок: фронтальные групповые занятия; индивидуальные занятия, деятельность детей вне занятий)
Взаимодействие с родителями (законными представителями) через официальный сайт
ДОУ. На официальном сайте ДОУ родители (законные представители) могут познакомиться
с планами работы, узнать о проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти
ссылку ни другие полезные сайты и полезную литературу. Посетители сайта могут сделать
запрос об индивидуальной консультации на интересующую тему. На форуме могут задать
свой вопрос, обсудить проблему. Очень важно, что с информацией на страницах сайта родители (законные представители) воспитанников имеют возможность познакомиться в удобное
для них время и получить ответ в удобной для них форме.
Обеспечение социального партнерства
Взаимодействие с
социальными институтами
Взаимодействие с
детской поликлиникой

Цель:

Задачи:

Создание единого образовательно-оздоровительного с
учреждениями
пространства ДОУ с медицинскими
учреждениями здравоохранения микрорайона

1. Объединить усилия сотрудников,
родителей и медицинского учреждения для эффективной организации
профилактики и оздоровительной работы.
2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма
детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.

Взаимодействие с
домом культуры,
музыкальной школой

Цель: Формирование целостной социокультурной
системы с учреждениями
взаимодействия ДОУ с
учреждениями культуры.

Задачи:
1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры
для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный
подход к эстетическому воспитанию
и формированию художественно творческих способностей в системе
«ребенок-педагог-родитель».
3. Способствовать развитию духовнонравственной культуры участников
образовательного процесса.

30

Взаимодействие
МБОУ

с Цель: Создание преемственности в организации со школой образовательной системы ДОУ со школой. Выработка общих подходов к
оценке готовности ребенка
к школе с позиции самоценности дошкольного возраста.

Взаимодействие
ГИБДД

с Цель: формирование привычки соблюдать правила
дорожного движения как
полноценного гражданина
общества

Взаимодействие с Цель: формирование правил
пожарной службой противопожарной безопасгорода
ности

Взаимодействие с Цель: формирование кулькраеведческим му- туры общения, ведения эксзеем грязелечения
курсий, краеведческой работы
Взаимодействие
Цель: формирование читадетской с город- тельской компетентности
ской библиотекой
им. Н.В. Гоголя

Задачи:
1. Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы.
2. Создание преемственности образовательных систем, способствующих
позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли
- ученик.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей
(законных представителей) в подготовке детей к школе, посредством педагогического взаимодействия.
1. Профилактика детского травматизма на дорогах города.
2. Пропаганда соблюдения правил дорожного движения детьми. 3. Повышение компетентности педагогов и
родителей (законных представителей).
1.
Знакомство с профессией пожарник.
2.
Профилактика правил противопожарной безопасности.
3.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
о пожарной службе города.
1. Знакомство с особенностями профессии экскурсовод.
2. Обучение ведению краеведческой
работы.
3. Развитие
коммуникативных
навыков детей и взрослых
1. Знакомство с особенностями
профессии библиотекарь.
2. Расширение кругозора читателя детской литературы.
3. Развитие коммуникативных
навыков.

Возможные риски и способы их предотвращения
В данной работе существуют определенные риски:
- возможно длительное время будет осуществляться сбор экспонатов народно-прикладного
искусства прошлого;
- возможен риск отсутствия средств на приобретение современных народно-прикладных
образцов;
- затруднения в получении курсовой подготовки по внедрению музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс;

31

- возможно затруднение в организации дистанционной работы с социальными партнерами
городов России.
Для преодоления вышеизложенных затруднений предусматриваются следующие
пути решения затруднений:
- Освещение в сетях для педагогов и родителей поступающих экспонатов;
- Активизация спонсорской помощи;
- Рациональное распределение сумм закупок в соответствии с планом ФХД;
- Предварительное распределение курсовой подготовки по внедрению технологии музейной педагогики и дистанционной работы.
Мониторинг выполнения программы, способы и механизмы получения обратной
связи о ходе состояния развития МБДОУ
Мониторинг реализации Программы развития МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» происходит через методическую службу. Методическая служба относится к управленческой деятельности, так как она координирует работу педагогического коллектива на
решение задач Программы развития.
Процесс организации методической работы, как управленческой деятельности цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный цикл развития. Методическая служба состоит из взаимосвязанных между собой
блоков-функций: педагогический анализ, психологический анализ. Проводится ежегодно
по окончании учебного года, оформляется справкой.

32

33

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Консультация для родителей

Как правильно «читать» поведение своего ребёнка

Мы стараемся воспитать наших детей как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и на вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

Ваш ребенок – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Главный совет — любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

1.          Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

2.          Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

3.           

4.           

5.           

6.          Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

·            Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.

·            Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.

·            Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.

·            Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.

·            В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.

4 Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

·            Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.

·            В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.

·            Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.

·            Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.

5.Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.

·            Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.

·            Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.

·            Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.

·            Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.

·            Создание тепличных условий для ребенка.

·            Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

 Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».